ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

TOPIC AND ITS LINGUISTIC ASPECTS

Асратян Зоя Дмитриевна, Асратян Норайр Мартинович

Asratyan Zoya Dmitrievna, Asratyan Norair Martinovich

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия темы художественного произведения. Особое внимание уделяется филологическим исследованиям XX века. Рассматривая тему как смысловое фокусирование, как интегрирующее начало, придающее всем компонентам текста композиционную целостность, авторы исходят из того, что методологическая основа исследования проблемы представлена теорией М.Я. Блоха о диктеме как минимальной единице тематизации, стилизации и концептуализации текста. Отраженные в произведении явления и события реального или нереального мира преломляются через индивидуально-авторское восприятие, т.е. концептуализируются. И эта концептуализация наблюдается уже на уровне диктемы, проявляясь, с одной стороны, в идеологической обоснованности темы, а с другой, - в тематической роли конценпта. Темой произведения является как само смысловое ядро, концентрирующее в себе основную идею, ключевую проблему, волнующую автора, его замысел и цель, так и текстовая конструкция, которая соединяет части вокруг него. Эта конструкция создается диктемами, формирующими композицию текста. При этом авторы предостерегают от односторонних подходов, как элементаристских, так и холистических при определении темы. Для формального выделения темы предлагается использовать суждение с его категориально-пропозиционной структурой, включающей субъект/ы, объекты, предикаты, атрибуты, причины, следствия, определенный хронотоп и т.д.

Ключевые слова:
ТЕМА, СМЫСЛ, ДИКТЕМА, КОМПОЗИЦИЯ, НОМИНАЦИЯ, ПРЕДИКАЦИЯ, ТЕМАТИЗАЦИЯ, СТИЛИЗАЦИЯ, КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ, ЭЛЕМЕНТАРИЗМ, ХОЛИЗМ, СУЖДЕНИЕ, КАТЕГОРИАЛЬНО-ПРОПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА, СТРУКТУРНЫЙ И СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ
Description:
The article discusses various approaches to the definition of the concept of topic in works of art. Particular attention is paid to philological researches of the XX century. Considering the topic as a semantic focus, as an integrating phenomenon compositionally uniting all the components of a text, the authors proceed from the fact that the methodological basis of this problem investigation is represented by M.Ya. Blokh’s theory of dicteme as a minimal unit of thematization, styling and conceptualization of a text. The real or unreal world pictured in literature is reflected through individual author’s perception of it, and thus is conceptualized. And this conceptualization is already observed at the level of dicteme, manifested, on the one hand, in the ideological soundness of the topic, and on the other, in the thematic role of the concept. The topic of a work is both the semantic core itself, which concentrates the main idea, the key problem that is important for the author, his (or her) intention and purpose, and the text structure that connects the parts around that core. This construct is built by dictemes that form the composition of the text. At the same time, the authors caution against one-sided approaches, both elementary and holistic, in defining the topic. To formally identify a topic, it is proposed to use a judgment with its categorical-propositional structure, including subject/s, objects, predicates, attributes, causes, effects, certain time -space relations, etc.

Key words:
TOPIC, MEANING, DICTEME, COMPOSITION, NOMINATION, PREDICATION, THEMATIZATION, STYLING, CONCEPTUALIZATION, ELEMENTARISM, HOLISM, JUDGMENT, CATEGORICAL-PROPOSITIONAL STRUCTURE, STRUCTURAL AND SEMANTIC APPROACHES