ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ В АВТОРСКОЙ КОНЦЕПЦИИ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ РЕЦЕПЦИИ

LINGUOCULTURAL TYPE AND LITERARY HERO IN THE AUTHOR'S CONCEPT AND READING RECEPTION

КАПАНЯН Нина Николаевна

KAPANYAN Nina Nikolayevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению многоуровневых взаимосвязей лингвокультурного типажа и литературного героя: корреляции возникают как в сфере авторской эстетической концепции художественного текста, так и в его читательской рецепции. В авторской исследовательской концепции становится важным применение также классификации типов языковых личностей по критерию коммуникативного взаимодействия к типам и видам литературных героев. Постулируется более широкое функционирование лингвокультурного типажа, нежели литературного героя, что, однако, не оказывает влияния на интенциональную и иллокутивную сферы языковой личности персонажа. Связи лингвокультурного типажа и литературного героя имеют диалектический характер: непротиворечивое описание параметров литературного герояможет быть осуществлено с позиций выявления в парадигме его образа этноспецифических компонентов, а также качеств, которые свойственны конкретному индивидуальному характеру в различных проявлениях. Особое значение придается также важности рассмотрения литературного героя в парадигме его языковой личности: изучение коммуникативного репертуара литературного героя, специфика речевого взаимодействия персонажей в художественном тексте позволяет осуществить детальный анализ разнообразных репрезентаций образа героя. Языковая личность литературного героя (персонажа) трактуется как лингвистический коррелят свойств его внутреннего мира и компонентов индивидуально-авторской картины мира, вербализующих социальные и этические составляющие его бытия, опредмечивая в коммуникативном акте и внешних поступках и действиях индивидуальные и лингвокультурные свойства его образа.

Ключевые слова:
лингвокультурный типаж,литературный герой,художественный текст,эстетическая концепция,индивидуально-авторская картина мира,рецептивно-интерпретативная деятельность,персонаж,языковая личность,образ героя
Description:
The article is devoted to the consideration of the multi-level interrelationships of the linguocultural type and the literary hero: correlations arise both in the sphere of the author's aesthetic concept of a literary text, and in its reader's reception. In the author's research concept, it also becomes important to apply the classification of types of linguistic personality according to the criterion of communicative interaction to the types and types of literary heroes. A broader functioning of the linguocultural type is postulated than that of the literary hero, which, however, does not affect the intentional and illocutionary spheres of the character's linguistic personality. The connections between the linguocultural type and the literary hero are dialectic: a consistent description of the parameters of a literary hero can be carried out from the standpoint of identifying ethnospecific components in the paradigm of his image, as well as qualities that are inherent in a particular individual character in various manifestations. Particular importance is also attached to the importance of considering the literary hero in the paradigm of his linguistic personality: the study of the communicative repertoire of the literary hero, the specificity of the speech interaction of characters in a literary text allows a detailed analysis of various representations of the hero's image. The linguistic personality of a literary hero (character) is interpreted as a linguistic correlate of the properties of his inner world and the components of the individual author's picture of the world, verbalizing the social and ethical components of his being, objectifying the individual and linguocultural properties of his image in the communicative act and external actions and actions.

Key words:
linguocultural type,literary hero,literary text,aesthetic concept,individual author's picture of the world,receptive-interpretive activity,character,linguistic personality,hero image