ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В КУРСЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

LINGUOCULTUROLOGICAL ASPECT IN THE COURSE OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Садыкова Руна Ханифовна

Sadykova Runa Khanifovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Знание сведений о культуре и истории страны изучаемого языка способствует активизации интереса и возникновению диалога культур. В данной статье рассматриваются методические приемы, используемые в курсе русского языка как иностранного, направленные на решение следующих задач: общеобразовательных - включение в грамматический материал текстов и заданий, развивающих у обучающихся интерес к русскому языку, обычаям и традициям России; коммуникативных - развитие навыков устной и письменной речи; москвоведческих и страноведческих - знакомство со страной и городом, в котором они живут и учатся. Означенные задачи решаются в зависимости от цели занятия - они могут быть практико-ориентированными, что особенно важно на начальном этапе обучения, и учебно-познавательными с дальнейшим выходом в развитие навыка самостоятельного изучения интересующих их экскурсионных и прочих объектов. Включенные в задания уроков аутентичные материалы, содержащие большое количество информации о жизни в России, способствуют эффективному формированию лингвострановедческой и культурологической компетенции студентов-иностранцев - тексты и задания к ним, представленные в статье, содержат информацию, направленную на изучение культурологических реалий, в первую очередь, связанных с лексикой русского языка, и должны послужить интенсификации процесса обучения и преодолению культурных барьеров.

Ключевые слова:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ГУМАНИЗАЦИЯ, ЭТНОС, КОММУНИКАЦИЯ, ЛЕКСИКА, МОСКВОВЕДЕНИЕ, СТРАНОВЕДЕНИЕ, УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ, ЭКСКУРСИЯ, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, АУДИРОВАНИЕ, ПИСЬМЕННОСТЬ, ГРАММАТИКА
Description:
Knowing the culture and history of the country of the language being studied contributes to the promotion of interest and cultural dialogue. This article examines the methodical techniques used in the course of the Russian language as a foreign language, aimed at solving the following problems- general education - the inclusion in the grammatical material of texts and tasks, developing in students interest in the Russian language, customs and traditions of Russia; communicative - the development of oral and written language skills; Muscovite and country-studies - acquaintance with the country and the city in which they live and study. These tasks are solved depending on the purpose of the class - they can be practice-oriented, which is especially important at the initial stage of learning, and educational and educational with further access to the skill of self-study of interested them sightseeing and other objects. The authentic materials included in the lessons, containing a large amount of information about life in Russia, contribute to the effective formation of the linguist and cultural competence of foreign students - texts and assignments to them, presented in the article, contain information aimed at studying cultural realities, primarily related to the vocabulary of the Russian language, and should serve to intensify the learning process and overcome cultural barriers.

Key words:
CULTURAL STUDIES, HUMANIZATION, ETHNOS, COMMUNICATION, VOCABULARY, MUSCOVITE, COUNTRY-STUDIES, EDUCATIONAL, CULTURAL LINGUISTICS, EXCURSION, PLACES OF INTEREST, SOCIALIZATION, LISTENING, WRITING, GRAMMAR