ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЗВАНИЙ РАЗДЕЛОВ РЕСТОРАННОГО МЕНЮ

LINGUOPRAGMATIC POTENTIAL OF NAMES OF RESTAURANT MENU SECTIONS

КАНТЫШЕВА Надежда Геннадьевна, СОЛОВЬЕВА Инна Владимировна

KANTYSHEVA Nadezhda Gennadyevna, SOLOVYOVA Inna Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В статье представлены результаты изучения особенностей названий разделов меню в лингвопрагматическом аспекте, выявлены наиболее распространенные концепции в немецком ресторанном дискурсе, определены функции названия разделов в тексте меню. Актуальность обращения к изучению разделов меню в целом обусловлена активным изучением различных аспектов гастрономического дискурса, особым интересом к функциональной стороне языка. В статье впервые систематизированы и описаны особенности функционирования названий разделов меню. В рамках исследования применялась методология современного дискурс-анализа, использовались прагматический, лингвистический, семантико-стилистический, описательно-аналитический методы. Установлено, что диалогизация общения и отдельные креативные элементы в названиях разделов (метонимия, метафора, каламбур, модифицированная поговорка, игра слов, аллюзия) направлены на создание эмоционального отклика гостя заведения и повышение его покупательской активности. Делается вывод, что названия структурных разделов немецкоязычного меню отражают современные ценности: концепцию здорового питания, идею домашней кухни, следование региональным традициям, уникальность и креативность. Названия разделов меню наряду с позитивной самопрезентацией ресторана, могут поддерживать положительную идентификацию гостя заведения. В результате анализа выявлены языковые средства реализации перечисленных коммуникативных стратегий на лексическом, морфологическом, синтаксическом, стилистическом уровнях.

Ключевые слова:
гастрономический дискурс,ресторанный дискурс,название разделов меню,лингвопрагматические функции,архитектоника текста,коммуникативные стратегии,семантика,рекламный текст,гетерогенный текст,немецкий язык,язык специальных целей,текстуальность
Description:
The article presents the results of studying the peculiarities of the names of menu sections in the linguo-pragmatic aspect, identifies the most common concepts in restaurant discourse, defines the functions of the names of sections in the text of the menu. The relevance of addressing the study of menu sections as a whole is due to the active study of various aspects of gastronomic discourse, a special interest in the functional side of the language. In the article, for the first time, the features of the functioning of the names of menu sections are systematized and described. In the study the methodology of modern discourse analysis was applied, pragmatic, linguistic, semantic-stylistic, descriptive-analytical methods were used. It was found that dialogization of communication and individual creative elements in the titles of sections (metonymy, metaphor, pun, modified proverb, word-play, allusion) are aimed at creating a positive emotional mood and increasing the client's activity. It is concluded that the names of the structural sections of the menu reflect modern values: the concept of healthy eating, the idea of home cooking, adherence to regional traditions, uniqueness and creativity. Menu section titles, along with a positive self-presentation of a restaurant, can support a positive identity for a restaurant guest. As a result of the analysis, the linguistic means of implementing the listed communication strategies at the lexical, morphological, syntactic, stylistic levels have been identified.

Key words:
gastronomic discourse,restaurant discourse,names of menu sections,linguo-pragmatic functions,text architectonics,communication strategies,semantics,advertising text,heterogeneous text,German,language for special purposes,textuality