ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ КГМУ)

LINGUISTIC-CULTURAL ASPECT IN THE SYSTEM OF TEACHING RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE (ON THE EXAMPLE OF THE DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE OF KSMU)

Дмитриева Дарья Дмитриевна

Dmitrieva Darya Dmitrievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Статья посвящена вопросу изучения лингвострановедческого аспекта в системе обучения русскому языку иностранных студентов. Известно, что лингвострановедение является важным компонентом преподавания РКИ, в котором осуществляется аккультурация иностранных учащихся посредством русского языка во время его изучения. В статье представлены возможности использования страноведческого материала в системе обучения РКИ и детально рассмотрены основные условия эффективности данного процесса. Автором представлены особенности страноведческой и лингвострановедческой работы, проводимой в аудиторное и внеаудиторное время на кафедре русского языка и культуры речи Курского государственного медицинского университета. В процессе данной работы используются принципы системности и концентризма в формировании страноведческих знаний, обеспечивается достоверность аудивизуальной информации, осуществляется учёт родной культуры иностранных учащихся и семантизация слов с культурным компонентом. В заключение автор делает вывод, что проведение лингвострановедческой и страноведческой работы в системе обучения РКИ способствует формированию у иностранных студентов истинной мотивации к изучению русского языка, развитию навыков общения на нём, формированию адекватных знаний о России, а также адаптации к новой среде и аккультурации. В результате этого у учащихся происходит формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации на русском языке.

Ключевые слова:
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ, СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ, ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ, СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ, УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ
Description:
The article is devoted to the study of linguistic-cultural aspect in the system of teaching Russian to foreign students. It is known that linguistic-cultural studies are an important component of teaching Russian as foreign language, which is carried out by acculturation of foreign students through the Russian language during its study. The article presents the possibilities of using country-study material in the system of teaching Russian as foreign and details the main conditions of this process` effectiveness. The author presents the features of country-study and linguistic-cultural work carried out in the classroom and extracurricular time at the Department of Russian language and speech culture of Kursk State Medical University. In the process of this work, the principles of consistency and concentricity in the formation of country knowledge are used, the reliability of audio-visual information is ensured, the native culture of foreign students is taken into account and the semantization of words with a cultural component is carried out. In conclusion, the author concludes that the implementation of linguistic-cultural and country-study work in the system of teaching Russian as foreign contributes to the formation of foreign students' true motivation to learn Russian language, the development of communication skills, the formation of adequate knowledge about Russia, as well as adaptation to the new environment and acculturation. As a result, students have the formation of communicative competence in intercultural communication in Russian.

Key words:
LINGUISTIC-CULTURAL ASPECT, THE SYSTEM OF TEACHING RUSSIAN AS FOREIGN, LINGUISTIC-CULTURAL STUDIES, COUNTRY-STUDY MATERIAL, FOREIGN STUDENTS, EDUCATIONAL WORK, INTERNATIONAL STUDENT CLUB