Аннотация:Цель : рассмотреть вопросы авторской обработки фольклорных произведений, поскольку многие русские писатели обращались к фольклору, прежде всего, как к источнику, обогащавшему их творчество. Методы : основополагающим принципом подхода к материалу является комплексный метод, включающий сравнительно-исторический, структурно-типологический, текстологический. Результаты : в статье рассмотрены литературные обработки русских народных сказок сюжетного типа «Сокровища Рампсинита». Проанализированы тексты, записанные в XVIII - XX веках: два анонимных, вошедших в сборники «Спутник и собеседник веселых людей» и «Панчатантра», четыре, - принадлежащих С. Хелховскому, В.А. Левшину, А. Платену и Г. Гейне. Их изучение показало, что в литературной обработке происходит усложнение композиции, появляются новые сюжетные линии. Образ главного героя в них трансформируется и обладает большим разнообразием характеристик. Установлены не только наиболее близкие к литературным сказочные варианты, но и определено общее и различное в поэтике и сюжетах литературных и фольклорных вариантов рассматриваемого сюжета. Научная новизна : впервые сравнительному анализу подвергаются русские и тюркоязычные литературные обработки сказочного сюжетного типа (АТ 950). Данный сюжет ранее изучался только в рамках отдельных национальных фольклорных традиций (западно-европейской, русской, восточнославянской), вне связи с литературой. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при преподавании общих и специальных курсов по фольклору и литературе, так как русский фольклор как художественное отражение поэтического миросозерцания русского народа и своего рода колыбель и родоначальник общественной литературы имеет огромное познавательное и эстетически-воспитательное значение в деле обучения студентов гуманитарного и - тем более - филологического профиля.
Ключевые слова:ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАБОТКИ, РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ О ЛОВКИХ ВОРАХ, СКАЗОЧНЫЙ СЮЖЕТ, ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ, ИНВЕРТИРОВАННЫЙ МИР