МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ: ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ

METAPHORICAL MODELS IN ENGLISH-LANGUAGE ECONOMIC DISCOURSE: LINGUISTIC AND COGNITIVE ASPECT

Литвиненко Елена Юрьевна, Федорова Лариса Юрьевна

LITVINENKO ELENA YURIEVNA, FEDOROVA LARISA YURYEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В статье представлена типология метафорических моделей, свойственных англоязычному экономическому дискурсу. Категория метафорической модели формируется благодаря различным сферам-источникам метафоризации, а семантическую доминанту такой модели составляет родо-видовое понятие, которое обеспечивает единство семантики входящих в модель элементов. Научная новизна исследования заключается в выявлении метафорических моделей, наиболее продуктивных для англоязычного экономического дискурса. Такой ракурс изучения метафоры позволяет представить наиболее релевантный перечень концептообразующих понятий, формирующих образный тип восприятия действительности носителей языка. Наиболее продуктивными метафорическими моделями, свойственными англоязычному экономическому дискурсу, становятся те, которые опираются на языковые единицы, свойственные разным сферам жизни общества, но обязательно хорошо известные носителям языка. Метафора выступает средством концептуализации, позволяющим более глубоко осмыслить ту или иную область действительности в терминах разных понятийных структур. Очевидна антропоцентричность экономической картины мира: метафорические модели структурируются языковой личностью на основании ее представлений о мире и месте человека в нем, поэтому наиболее востребованными и эффективными в экономическом англоязычном дискурсе становятся антропоморфная метафора, а также смежные с ней социальная и артефактная метафоры. Экономический дискурс в целом апеллирует к обширному набору образных средств, что свидетельствует об открытости этого типа дискурса, а метафоризация занимает одно из центральных мест в процессе организации его терминосистемы.

Ключевые слова:
МЕТАФОРА, КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕТАФОРЫ, КОГНИТИВНАЯ СЕТЬ, МЕТАФОРИЗАЦИЯ, МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, СФЕРА-ИСТОЧНИК, ФРЕЙМ, СЕМАНТИКА, ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС, СЕМИОЗИС, СЕМИОТИЗАЦИЯ, ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ
Description:
The article presents the typology of metaphorical models peculiar to English-language economic discourse. The category of the metaphorical model is formed due to various spheres-sources of metaphorization, and the semantic dominant of such a model is the genus-species concept, which ensures the unity of the semantics of the elements included in the model. The scientific novelty of the study is to identify the metaphorical models that are most productive for the English-language economic discourse. This perspective of the study of metaphor allows us to present the most relevant list of concept-forming concepts that form the figurative type of perception of reality of native speakers. The most productive metaphorical models peculiar to English-language economic discourse are those that rely on language units peculiar to different spheres of society, but necessarily well known to native speakers. Metaphor acts as a means of conceptualization, allowing a deeper understanding of a particular area of reality in terms of different conceptual structures. The anthropocentricity of the economic picture of the world is obvious: metaphorical models are structured by the linguistic personality on the basis of its ideas about the world and the place of man in it, so the anthropomorphic metaphor, as well as related social and artifact metaphors, become the most popular and effective in the economic English-language discourse. Economic discourse as a whole appeals to an extensive set of figurative means, which indicates the openness of this type of discourse, and metaphorization occupies one of the Central places in the organization of its term system.

Key words:
METAPHOR, COGNITIVE POTENTIAL OF METAPHOR, COGNITIVE NETWORK, METAPHORIZATION, METAPHORICAL MODEL, SPHERE-SOURCE, FRAME, SEMANTICS, LINGUISTIC PERSONALITY, ECONOMIC DISCOURSE, SEMIOSIS, SEMIOTIZATION, LINGUO-COGNITIVE ASPECT