МЕТАФОРИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ Ш. БРОНТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ДЖЕН ЭЙР»)

METAPHORIC PECULIARITY OF LANGUAGE PERSONALITY OF SH. BRONTE (ON THE EXAMPLE OF WORK "JANE EYRE")

Хакиева Залиха Усмановна, Зекиева Петимат Масудовна, Мухаджиева Элита Аламадовна

Khakieva Zalikha Usmanovna, Zekieva Petimat Masudovna, Mukhadzhieva Elita Alamadovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Носителем языкового сознания является языковая личность, т.е. человек, существующий в языковом пространстве - в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов. В исследовании рассмотрены основные взгляды, понятия и составные компоненты феномена «языковая личность» (ЯЛ). Анализ аллегорий в речи героини Джен Эйр позволил выявить метафорические модели и их источники. Цель : выявить ЯЛ Ш. Бронте в аспекте описания выразительных языковых средств, в частности, проанализировать специфику использования метафор, раскрыть и изучить влияние общества на языковую личность Шарлотты Бронте. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимать и учитывать тот факт, что общество играет важную роль в формировании языковой личности. Данная необходимость возникла с появлением новых исследований, посвященных изучению личности говорящего индивида в направлении таких дисциплин, как социолингвистика, лингводидактика и психолингвистика. Задачи : описать метафорические модели, используемых в романе Ш. Бронте «Джен Эйр», а также определить частотность употребления выявленных моделей. Методы исследования : концептуальный и описательный. Концептуальный метод позволил объединить все знания понятия «языковая личность» и собрать целостную картину по данной проблеме. Описательный метод способствовал анализу материала и изложению собственных мыслей автора.

Ключевые слова:
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ, МЕТАФОРЫ, ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА, ЭТНОС, ЯЗЫК И РЕЧЬ, КОММУНИКАЦИЯ, КОНЦЕПЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ, МЕНТАЛИТЕТ
Description:
The study considers the main views, concepts and components of the concept of "language personality". Analysis of allegories in the speech of the heroine Jane Eyre revealed metaphorical models and their sources. Purpose: to identify the language personality of Sh. Bronte in the aspect of describing expressive language means, in particular, to analyze the specifics of the use of metaphors of the language personality, to study the influence of society on the language personality, and also to reveal the language personality of Charlotte Bronte. The relevance of the study is due to the need to understand and take into account the fact that society has a leading role in the formation of a linguistic personality. This need has arisen with the advent of new studies devoted to the study of the personality of the speaker in the direction of such disciplines as sociolinguistics, linguodidactics and psycholinguistics. Objectives: to describe the metaphorical models used in the novel by S. Bronte "Jane Eyre", and also to determine the frequency of use of the identified models. Research methods: conceptual and descriptive. The conceptual method allowed to combine all the knowledge regarding the concept of "linguistic personality" and to collect a holistic picture on this issue. The descriptive method contributed to the analysis of the material and the presentation of the author's own thoughts.

Key words:
LANGUAGE PERSONALITY, SPEECH PERSONALITY, METAPHORS, SOCIETY AND CULTURE, ETHNOS, LANGUAGE AND SPEECH, COMMUNICATION, CONCEPT OF LANGUAGE PERSONALITY, MENTALITY