МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЕДИАТОРА

SELF-OBSERVATION METHOD IN STUDY OF MEDIATOR’S LINGUISTIC PERSONALITY

Киндеркнехт Анна Сергеевна

Kinderknekht Anna Sergeevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
В статье идет речь о методике научного исследования и необходимости поиска адекватного метода для изучения языковой личности в определенных условиях ее существования. Статья посвящена методу самонаблюдения (интроспекции), имеющему долгую историю применения в психологических исследованиях. Кратко характеризуется неоднозначность отношения исследователей к методу интроспекции в психологическом познании. Отмечается возрождение интереса к методу в современных исследованиях, в которых самонаблюдение используется как инструмент исследования реальности, недоступной для изучения другими методами. Обращается внимание на актуальные изменения в науке и на формирование понятия наблюдателя, объединяющего в себе субъектные и предметные характеристики. Рассматривается возможность применения метода самонаблюдения в лингвистических исследованиях, в частности, в лингвоперсонологии как направлении лингвистического знания, объектом которого является языковая личность. Учитывая дискуссионность использования метода самонаблюдения в лингвистике, автор обосновывает валидность метода для сбора данных и для изучения языка в новой для России профессиональной области - медиации как процедуре примирения сторон. Изучая закрытую для широкой общественности сферу деятельности медиатора, автор обнаруживает условия, ограничивающие применение многих научных методов в исследовании языковой личности медиатора. Метод самонаблюдения рассматривается как один из основных методов для лингвистического изучения и анализа фактического материала в медиации.

Ключевые слова:
МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ (ИНТРОСПЕКЦИИ), ПСИХОЛОГИЯ, ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЯ, ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ, МЕДИАЦИЯ, МЕДИАТОР
Description:
The article deals with the methodology of scientific research and the need to find an adequate method for studying linguistic personality in certain conditions of its existence. The article is devoted to the self-observation (introspection) method, which has a long history of use in psychological research. The ambiguity of researchers’ attitude towards introspection method in psychological cognition is briefly characterized. There is a revival of interest in the method in modern research, in which self-observation is used as a tool for researching reality that is inaccessible for study by other methods. A great attention is paid to current changes in science and the formation of the concept of the observer, which combines subject and object characteristics. The possibility of using the self-observation method in linguistic studies, in particular in linguistic personology as a direction of linguistic knowledge, is considered. Given the debatable use of self-observation method in linguistics, the author substantiates the validity of the method for collecting data and for learning language in a new professional field in Russia: mediation as a procedure for reconciling the parties. Studying the scope of mediator’s activity that is closed to the general public, the author discovers conditions that could limit the application of many scientific methods in the study of the mediator's linguistic personality. The self-observation method is considered as one of the main methods for linguistic study and analysis of factual material in mediation.

Key words:
SELF-OBSERVATION METHOD (INTROSPECTION), PSYCHOLOGY, LINGUISTIC RESEARCH, LINGUISTIC PERSONOLOGY, LINGUISTIC PERSONALITY, MEDIATION, MEDIATOR