МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАБОТЕ С НАУЧНЫМ МЕДИЦИНСКИМ ТЕКСТОМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

METHODOLOGICAL MEASURES AND A SYSTEM OF EXERCISES IN LEARNING TO WORK WITH SCIENTIFIC MEDICAL TEXT AT LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

ДЕВДАРИАНИ Наталья Валерьевна, РУБЦОВА Елена Викторовна

DEVDARIANI Natalia Valerievn, RUBTSOVA Elena Viktorovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Разработанный исследователями подход к созданию учебно-методического комплекса для студентов, обучающихся по различным специальностям медицинского университета, позволяет использовать разнообразные интерактивные методы и приемы на практических занятиях по русскому языку как иностранному, что способствует, по мнению авторов, формированию не только коммуникативной, но и профессиональной компетенции. Актуальность разработки методических рекомендаций для студентов вызвана необходимостью формирования теоретических знаний об основах русской грамматики с целью их практического использования в речевом профессиональном общении. Основным подходом к работе с текстом в данном исследовании является интегративный подход, включающий в себя сочетание деятельностного и компетентностного обучения на основе материала научных медицинских текстов. Доказывается, что использование разработанного учебного материала позволяет достичь высокой результативности в процессе обучения иностранных студентов-медиков, способствует поддержанию стойкого интереса к изучению языка. Включение в учебный процесс чтения учебного материала, изучаемого студентами в ходе освоения медицинских дисциплин, способствует запоминанию специальных терминов, а также позволяет интегрировать профессиональную лексику в разговорную практику реального общения с пациентами при прохождении цикловых занятий в медицинских учреждениях России. Предлагаемые в статье методические рекомендации могут быть использованы начинающими преподавателями в качестве практического руководства по методике построения урока по русскому языку как иностранному в медицинском вузе при преподавании дисциплины «Языковая подготовка к клинической практике» в ходе работы над такими темами, как «Отит», «Конъюнктивит», «Дерматит» и другими.

Ключевые слова:
русский язык как иностранный,методические рекомендации для студентов и преподавателей,медицинская специальность,профиль подготовки,иностранные студенты-медики,деятельностный,компетентностный подходы,интерактивные приемы и методы,научный медицинский текст
Description:
The approach developed by the researchers to the creation of an educational and methodological complex for students studying in various specialties of a medical university allows the use of a variety of interactive methods and techniques in practical classes in Russian as a foreign language, which, according to the authors, contributes to the formation of not only communicative, but also professional competence. The relevance of the development of guidelines for students is caused by the need to form theoretical knowledge about the basics of Russian grammar for the purpose of their practical use in professional speech communication. The main approach to working with text in this study is the integrative approach, which includes a combination of activity and competence-based learning based on the material of scientific medical texts. It is proved that the use of the developed educational material allows to achieve high efficiency in the process of teaching foreign medical students, contributes to maintaining a strong interest in learning the language. Inclusion in the educational process of reading educational material studied by students in the course of mastering medical disciplines helps to memorize special terms, and also allows you to integrate professional vocabulary into the colloquial practice of real communication with patients during cycle sessions in medical institutions in Russia. The methodological recommendations proposed in the article can be used by novice teachers as a practical guide on the methodology for constructing a lesson in Russian as a foreign language at a medical university when teaching the discipline "Language preparation for clinical practice" in the course of work on topics such as "Otitis", "Conjunctivitis"," Dermatitis "and others.

Key words:
Russian as a foreign language,guidelines for students and teachers,medical specialty,training profile,foreign medical students,activity-based,competence-based approaches,interactive techniques and methods,scientific medical text