Аннотация:В статье рассмотрена проблема ценностно-смыслового восприятия у детей старшего дошкольного возраста как целостного процесса осознанного отображения действительности с учетом жизненного опыта и знаний ребенка, при котором усвоение действительности приобретает для него положительный смысл. Ценностно-смысловое восприятие музыки основано на переживании ребенком разнообразных чувств, переданных в музыке, проявлении эмоционального отклика на музыку, осознании выразительных элементов музыкальной речи как основы для формирования навыков восприятия и умения рассуждать о музыке. Выделены и проанализированы базовые для формирования ценностно-смыслового восприятия ребенком музыки на уровне дошкольного образования методологические подходы - культурологический, рефлексивно-деятельностный и нарративный. Культурологический подход позволит определить систему доминирующих ценностей, лежащих в основе ценностно-смыслового музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста и способствующих музыкально-творческому развитию личности ребенка. Рефлексивно-деятельностный подход способствует развитию интереса, мотивации, самостоятельной активности детей, помогает ребенку осмыслить собственные действия, внутренние чувства, состояние, переживания в процессе музыкальной деятельности. Нарративный подход содействует актуализации музыкально-эстетического опыта дошкольника посредством обращения к соответствующим историям, обеспечивающим переживание различных ситуаций, получение определённого эмоционального опыта, пробуждающего интерес к музыке.
Ключевые слова:ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД, РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД, МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО