МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

METHODOLOGICAL APPROACHES TO ETHICAL-LEGAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Волчегорская Евгения Юрьевна, Шарикова Светлана Геннадьевна

Volchegorskaya Evgenia Yuryevna, Sharikova Svetlana Gennadyevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема ценностно-смыслового восприятия у детей старшего дошкольного возраста как целостного процесса осознанного отображения действительности с учетом жизненного опыта и знаний ребенка, при котором усвоение действительности приобретает для него положительный смысл. Ценностно-смысловое восприятие музыки основано на переживании ребенком разнообразных чувств, переданных в музыке, проявлении эмоционального отклика на музыку, осознании выразительных элементов музыкальной речи как основы для формирования навыков восприятия и умения рассуждать о музыке. Выделены и проанализированы базовые для формирования ценностно-смыслового восприятия ребенком музыки на уровне дошкольного образования методологические подходы - культурологический, рефлексивно-деятельностный и нарративный. Культурологический подход позволит определить систему доминирующих ценностей, лежащих в основе ценностно-смыслового музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста и способствующих музыкально-творческому развитию личности ребенка. Рефлексивно-деятельностный подход способствует развитию интереса, мотивации, самостоятельной активности детей, помогает ребенку осмыслить собственные действия, внутренние чувства, состояние, переживания в процессе музыкальной деятельности. Нарративный подход содействует актуализации музыкально-эстетического опыта дошкольника посредством обращения к соответствующим историям, обеспечивающим переживание различных ситуаций, получение определённого эмоционального опыта, пробуждающего интерес к музыке.

Ключевые слова:
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД, РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД, МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Description:
He article deals with the problem of value-semantic perception in children of preschool age as a holistic process of conscious reflection of reality, taking into account the life experience and knowledge of the child, in which the assimilation of reality becomes a positive meaning for him. Value-semantic perception of music is based on the child's experience of various feelings transmitted in music, manifestation of emotional response to music, awareness of expressive elements of musical speech as a basis for the formation of perception skills and the ability to talk about music. The basic methodological approaches-culturological, reflexive - activity and narrative-for the formation of value-semantic perception of music by a child at the preschool stage of education are identified and analyzed. Culturological approach allowed to determine the system of dominant values underlying the value-semantic musical perception of children of preschool age and contributing to the musical and creative development of the child's personality. Reflexive-activity approach contributes to the development of interest, motivation, independent activity of children, helps the child to understand their own actions, inner feelings, state, experiences in the process of musical activity. The narrative approach contributes to the actualization of the musical and aesthetic experience of the preschooler by referring to the relevant stories that provide the experience of different situations, obtaining a certain emotional experience that awakens interest in music.

Key words:
VALUE-SEMANTIC PERCEPTION, CHILDREN OF PRESCHOOL AGE, CULTURAL APPROACH, REFLEXIVE-ACTIVITY APPROACH, NARRATIVE APPROACH, MUSICAL ART