МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ МОРСКОГО ПРОФИЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

MODEL OF SHAPING FUTURE SEA PROFILE GRADUATES’ PROFESSIONAL SPHERE OF CONCEPTS IN EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITY

Севастьянова Ирина Вячеславовна

SEVASTYANOVA IRINA VYACHESLAVOVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Уровень развития флота требует от специалиста морского профиля осмысления выполняемой деятельности, от которой зависит рациональное освоение морского пространства и безопасность на море. Образовательный процесс вуза требует поиска новых путей совершенствования подготовки морских специалистов. Повышение уровня качества морского образования в вузе зависит от создания принципиально новой модели подготовки будущих выпускников морского профиля. Так, нами проанализированы научные труды, посвященные профессиональному аспекту подготовки моряков А.М. Богомолова, Л.Д. Герганова, С.С. Мойсеенко, В.Н. Дулина, В.Н. Андреева, В.А. Чкония, С.Д. Айзинова, Ю. Добровольского, Ю.А. Величко, Н.А. Репина и др., важности межкультурной и профессиональной коммуникации морских специалистов Е.В. Цибульской, В.Н. Зыковой, Л.Г. Ступиной, П.Н. Вербы и др. Изучены и проанализированы научные труды по проблеме формирования концептосферы профессиональной деятельности С.В. Лазаревич, И.Г. Ольгинской, Е.Н. Панкратовой, Л.Ф. Косович, С.В. Ракитиной, Е.Н. Дмитриевой и др. Выявлено, что у морских специалистов не сформирована концептосфера профессиональной деятельности. Выявлено, что эффективный процесс формирования концептосферы профессиональной деятельности специалистов морского профиля осуществляется на базе личностно-ориентированного (В.В. Сериков, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская), компетентностного (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.С. Леднев, В.С. Ильин, В.М. Коротов, Б.Д. Эльконин), информационно-смыслового (Е.Н. Дмитриева), контекстно-интегративного (А.А. Вербицкий, В.Ф. Тенищева) и системно-деятельностного подходов (Л.С. Выготский, В.В. А.Н. Леонтьев, Л.М. Фридман, В.К. Маригодов и др.). Описано дерево целей по формированию концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля, что предполагает применение системного подхода, разработанного В.К. Маригодовым. С целью усовершенствования системы подготовки морского специалиста в высшем учебном заведении представлена и описана модель концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля. Представлена следующая структура формирования концептосферы профессиональной деятельности будущих выпускников морского профиля в образовательном процессе вуза: генеральная цель, задачи, подходы, принципы, структура концептосферы, включающая критерии, показатели и уровни формирования концептосферы, а также формы работы, методы, средства. Выделены элементы концептосферы профессиональной деятельности моряков, сформулированы педагогические условия.

Ключевые слова:
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МОРСКОЙ ПРОФИЛЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТОСФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ МОРСКОГО ПРОФИЛЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА
Description:
The level of fleet development requires a new way of thinking which the rational development of the sea space and safety at sea depends on. The educational process of university requires the search for new ways to improve the training of marine specialists. Improving the quality of sea education at university depends on creating a fundamentally new model of training for future sea profile graduates. So, we have analyzed scientific papers on the issue of increasing the effectiveness of continuous training of marine specialists at sea of A.M. Bogomolov, L.D. Gerganov, S.S. Moiseenko, V.N. Dulin, V.N. Andreev, V.A. Chkonia, S.D. Aizinov, Yu. Dobrovolsky, Yu.A. Velichko, N.A. Repin, and etc., the importance of intercultural and professional communication of marine specialists of E.V. Tsibulskaya, V.N. Zykova, L.G. Stupina, P.N. Verba, etc. Scientific papers on the issue of shaping of professional sphere of concepts of S.V. Lazarevich, I.G. Olginskaya E.N. Pankratova, L.F. Kosovich, S.V. Rakitina, E.N. Dmitrieva, etc. have been studied and analyzed. It has been revealed that the sea profile graduates’ professional sphere of concepts has not been shaped yet. It has been revealed that the effective process of shaping of professional sphere of concepts is carried out on the basis of personality-oriented (V.V. Serikov, S.L. Rubinstein, E.V. Bondarevskaya, I.S. Yakimanskaya), competency-based (E.F. Seer, I.A. Zimnaya, I.Ya. Lerner, V.V. Kraevsky, V.S. Lednev, V.S. Ilyin, V.M. Korotov, B.D. Elkonin), information-semantic (E.N. Dmitrieva), context-integrative (A.A. Verbitsky, V.F. Tenischeva) and system-activity approaches (L.S. Vygotsky, A.N. Leont'ev, L.M. Friedman, V.K. Marigidov, etc.). The tree of goals for shaping of the sea profile graduates’ professional sphere of concepts is described, which involves the application of a systematic approach developed by V.K. Marigodov. In order to improve the system of sea profile graduates’ training in higher educational institution the model of sea profile graduates’ professional sphere of concepts is presented and described. The following structure of shaping of the sea profile graduates’ professional sphere of concepts in the educational process of the university is presented: general goal, tasks, approaches, principles, structure of professional sphere of concepts, including criteria, indicators and levels of shaping of professional sphere of concepts, as well as forms of work, methods, means. The elements of the sea profile graduates’ professional sphere of concepts are highlighted, pedagogical conditions are formulated.

Key words:
HIGHER EDUCATION, MARINE PROFILE, PROFESSIONAL TRAINING, MODEL OF SHAPING FUTURE SEA PROFILE GRADUATES' PROFESSIONAL SPHERE OF CONCEPTS, EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITY