МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MODEL OF MORAL QUALITIES FORMATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

КОРОЛЕВА Наталья Михайловна, ЗЕМЛЯНСКАЯ Елена Николаевна

KOROLEVA Natalya Mikhailovna, ZEMLYANSKAYA Elena Nikolaevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Современный этап развития российской системы образования характеризуется значительными реформами, политическими и социально-экономическими преобразованиями, коренным образом меняющими социокультурную ситуацию, в которой протекает нравственное формирование и развитие личности человека. Безработица и рост бедности неизбежно влекут к утрате культурных, духовно-нравственных ценностей. Духовный кризис в стране делает актуальной задачу модернизации российского образования, которое, в свою очередь, невозможно без нравственного воспитания. Несмотря на наличие многочисленных государственных документов, в которых отражаются шаги усовершенствования процесса нравственного воспитания, решение данной проблемы не может быть признано окончательным. Обучение иностранному языку имеет определенные преимущества в плане формирования общечеловеческих ценностей, поскольку учебный процесс строится на межличностном общении, что позволяет оказывать влияние на формирование нравственных установок обучающихся. Анализ учебно-методических комплексов для обучения иностранному языку в начальной школе показал фрагментарный характер нравственно-ориентированных заданий и отсутствие последовательной стратегии воспитательного воздействия, ориентированной на нравственное формирование личности школьника. В данной статье возможность воспитательного воздействия иноязычного образования представлена теоретической моделью, цель которой целенаправленное формирование нравственных качеств личности младших школьников с помощью функционального переноса, который предполагает понимание и сопоставление социально-нравственного опыта, сформированного в результате изучения родного языка, с приобретаемым коммуникативным опытом, в условиях нравственно-ориентированного взаимодействия на уроках иностранного языка. Принципиально важно, что иноязычное общение на занятиях предполагает сопоставлении родной и иностранной культур, в результате формируются нравственные установки и интерес к изучению иноязычной культуры.

Ключевые слова:
иноязычное образование,иноязычная культура,функциональный перенос,нравственно-ориентированное обучение,младшие школьники,начальное образование,формирование личности,нравственные ценности,учитель иностранного языка,нравственность
Description:
The current stage of development of the Russian education system is characterized by significant reforms, political and socio-economic reorganizations that fundamentally change the sociocultural situation in which the moral formation and development of a person's personality is proceeding. Unemployment and rising poverty inevitably lead to the loss of cultural, spiritual and moral values. The spiritual crisis in the country makes the task of modernization of Russian education be urgent, which, in turn, is impossible without moral education. Despite the existence of numerous state documents concerning the improvements of the process of moral education, the solution of this problem cannot be considered as a final. As the educational process is based on interpersonal communication, foreign language teaching has certain advantages in terms of the formation of universal human values. It allows to influence the formation of moral attitudes of students. The analysis of the educational and methodological complexes for foreign language teaching in elementary school showed the fragmentary nature of moral-oriented tasks and the lack of a consistent educational strategy focused on the moral formation of the student’s personality. In this article, the possibility of the educational impact of foreign language education is presented by a theoretical model, the purpose of which is the formation of younger schoolchildren moral qualities. It is possible by using the functional transfer, which involves understanding and comparing the social and moral experience formed as a result of the native language studying with the acquired communicative experience in moral-oriented interaction at foreign language lessons. It is fundamentally important to involve a comparison of native and foreign cultures in language learning. As a result, the moral attitudes and interest to studying foreign language culture are formed.

Key words:
foreign language education,foreign language culture,functional transfer,morally oriented education,younger schoolchildren,elementary education,formation of personalities,moral values,teacher of foreign language,morality