Аннотация:Современный этап развития российской системы образования характеризуется значительными реформами, политическими и социально-экономическими преобразованиями, коренным образом меняющими социокультурную ситуацию, в которой протекает нравственное формирование и развитие личности человека. Безработица и рост бедности неизбежно влекут к утрате культурных, духовно-нравственных ценностей. Духовный кризис в стране делает актуальной задачу модернизации российского образования, которое, в свою очередь, невозможно без нравственного воспитания. Несмотря на наличие многочисленных государственных документов, в которых отражаются шаги усовершенствования процесса нравственного воспитания, решение данной проблемы не может быть признано окончательным. Обучение иностранному языку имеет определенные преимущества в плане формирования общечеловеческих ценностей, поскольку учебный процесс строится на межличностном общении, что позволяет оказывать влияние на формирование нравственных установок обучающихся. Анализ учебно-методических комплексов для обучения иностранному языку в начальной школе показал фрагментарный характер нравственно-ориентированных заданий и отсутствие последовательной стратегии воспитательного воздействия, ориентированной на нравственное формирование личности школьника. В данной статье возможность воспитательного воздействия иноязычного образования представлена теоретической моделью, цель которой целенаправленное формирование нравственных качеств личности младших школьников с помощью функционального переноса, который предполагает понимание и сопоставление социально-нравственного опыта, сформированного в результате изучения родного языка, с приобретаемым коммуникативным опытом, в условиях нравственно-ориентированного взаимодействия на уроках иностранного языка. Принципиально важно, что иноязычное общение на занятиях предполагает сопоставлении родной и иностранной культур, в результате формируются нравственные установки и интерес к изучению иноязычной культуры.
Ключевые слова:иноязычное образование,иноязычная культура,функциональный перенос,нравственно-ориентированное обучение,младшие школьники,начальное образование,формирование личности,нравственные ценности,учитель иностранного языка,нравственность