Аннотация:Цель: описать модели концептуальных метафор этического концепта «зло», отображенные и зафиксированные в русских фразеологизмах, через призму национально-культурных особенностей этического фрагмента русской языковой картины мира. Методы . В данной работе использован метод традиционного лингвистического анализа, метод лексико-семантического анализа и методика концептуального анализа . Результаты. В статье показано, что в числе многообразных народных представлений о мире концептом базового уровня является понятие «зло», которое соответствует всем критериям определения концептов базового уровня и выступает в качестве ориентира в нравственно-ценностной шкале - с одной стороны, с другой - в русских фразеологизмах абстрактный этический концепт «зло» может быть представлен в качестве овеществленного предмета (сущности, вещества, вещи, объекта), в том числе и конкретного предмета со специфицированными признаками (функциями, характеристиками, атрибутами): жидкого вещества (воды), испорченной еды (испорченного яблока) и товара, в качестве трехмерного контейнера и даже в качестве мифологического образа (персонажа): Бабы-Яги, дьявола и беса. Выводы. Результаты, полученные в этой статье, дают нам возможность сказать, что подобные модели концептуально-метафорического представления зла во многом показывают не только этнически обусловленные культурные особенности этического фрагмента русской языковой картины мира, отображенные в русской фразеологии, но и когнитивную специфику русского народа.
Ключевые слова:когнитивные модели,концептуальные метафоры,модели концептуальных метафор,концепты базового уровня,этические концепты,понятие «зло»,фразеология,фразеологизмы,компонент ‘зло’,русская языковая картина мира