МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА В ДЕТСКОМ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ “ТРИЗОБРЕТАТЕЛЬ”)

MODELING AN EXPERIMENT IN CHILD'S INVENTION (ON THE EXAMPLE OF THE DIGITAL LABORATORY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT "TRIZOBRETATEL")

Терехова Алина Владимировна, Терехов Кирилл Сергеевич

TEREKHOVA GALINA VLADIMIROVNA, TEREKHOV KIRILL SERGEEVICH

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Опыт практической деятельности у детей младшего школьного возраста ограничен в силу несамостоятельности и неполноты научных представлений об окружающем мире. В статье предложено решение проблемы формирования необходимого практического опыта у младших школьников для получения новой идеи на основе системы учебных экспериментов. Концепция цифровой лаборатории образовательной среды для развития изобретательских способностей младших школьников сформирована на базе общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач (ОТСМ-ТРИЗ). В содержание контента включены специальные дидактические инструменты, основанные на моделях ОТСМ-ТРИЗ. Выявленные особенности организации экспериментальной деятельности детей позволяют вовлечь их в преобразование окружающей действительности посредством решения возникающих проблем. Обоснована модель учебных экспериментов, учитывающая возрастные особенности детей младшего школьного возраста при формировании необходимых для решения изобретательских задач научных представлений. В основе разработки лежит теория согласования цифровой и естественной экспериментальной среды, включающая четыре этапа организации: демонстрация, моделирование, самостоятельный эксперимент, решение проблемы. Сформированные требования к результатам экспериментирования детей для получения изобретательских решений, обеспечиваются программно-техническим оснащением детского изобретательства в цифровой лаборатории.

Ключевые слова:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ОТСМ-ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЯ, ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЕ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЕТСКОЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО, ТРИЗОБРЕТАТЕЛЬ
Description:
Practical experience of young children is limited due to the lack of independence and incompleteness of scientific ideas about the world. The article proposes a solution to the problem of the formation of the necessary practical experience in primary school students to obtain a new idea based on a system of educational experiments. The concept of a digital laboratory of the educational environment for the development of inventive abilities of younger students on the basis of the general theory of strong thinking and the theory of solving inventive problems (OTSM-TRIZ) is presented. The description of special didactic tools based on the OTSM-TRIZ models is given. The features of the organization of the experimental activities of children of a research type are revealed, in which they are involved in the transformation of the surrounding reality through the solution of emerging problems. The model of educational experiments is justified, taking into account the age characteristics of primary school children in the formation of scientific ideas necessary to solve inventive problems. The approach to the development of children's experience based on the coordination of a digital and natural experimental environment is described, which includes four stages of its organization: demonstration, modeling, independent experiment, and problem solving. Requirements are formed for the results of experimenting with children to obtain inventive solutions, as well as for the hardware and software of children's inventions in a digital laboratory.

Key words:
EDUCATIONAL ENVIRONMENT, OTSM-TRIZ TECHNOLOGY, TRIZ-EDUCATION, INVENTIVE ABILITIES, PRIMARY-SCHOOL STUDENTS, ADDITIONAL EDUCATION, RESEARCH ACTIVITY, CHILDREN'S INVENTION, TRIZOBRETATEL