МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

MODELING HEALTH-SAVING EDUCATION - A NECESSARY CONDITION OF SUCCESSFUL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Сокаев Хасан Михайлович, Глухарев Александр Николаевич

Sokayev Khasan Mikhailovich, Glukharev Alexander Nikolaevich

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
Статья посвящена обоснованию процесса моделирования здоровьесберегающего обучения как доминирующего фактора эффективной организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Опираясь на прогрессивный педагогический опыт, научные исследования по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в современной системе образования, а также определение здоровья, декларируемой всемирной организацией здравоохранения, здоровье в данной статье мы рассматриваем не только как исключение болезней, физических, физиологических и психических недостатков, а как состояние совершенного физического, психического, соматического и социального благополучия человека. В статье описываются основные направления моделирования процесса здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации на основе использования инновационных образовательных технологий, направленных на достижение оптимальных способов и механизмов сохранения и укрепления здоровья школьников при достаточно высоком уровне образованности обучающихся. В качестве приоритетных задач, выдвинутых в соответствии с целью экспериментальной программы, и отражающих ведущие направления осуществления учебно-воспитательной деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в статье определены следующие: организация в школе здоровьесберегающего пространства; формирование ценностного отношения у школьников к здоровому образу жизни и его поддержание на протяжении всего периода обучения в образовательной организации; учет индивидуальных потребностей, интересов и возможностей всех обучающихся при реализации экспериментальной работы по совершенствованию здоровьесберегающего компонента учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогическое и медицинское сопровождение образовательного процесса. Управление процессом формирования и развития здоровьесберегающего обучения основывалось на приоритетности сохранения и укрепления здоровья обучающихся в инновационной учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова:
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ
Description:
The article is devoted to the substantiation of the process of modeling health-saving education as the dominant factor in the effective organization of the educational process in the secondary school. Based on progressive educational experience, research on the implementation of health-saving technologies in the modern education system, as well as the definition of health declared by the World Health Organization, we consider health in this article not only as an exception to diseases, physical, physiological and mental disabilities, but as a state perfect physical, mental, somatic and social well-being of a person. The article describes the main directions of modeling the process of health preservation of students in an educational organization based on the use of innovative educational technologies aimed at achieving optimal methods and mechanisms for maintaining and promoting the health of schoolchildren with a sufficiently high level of education of students. The priority tasks put forward in accordance with the goal of the pilot program, and reflecting the leading directions for the implementation of educational activities for the preservation and strengthening of students' health, the article identifies the following: organization of health-saving space in the school; the formation of value attitudes among schoolchildren towards a healthy lifestyle and its maintenance throughout the entire period of study in an educational organization; taking into account the individual needs, interests and capabilities of all students in the implementation of experimental work to improve the health-saving component of the educational process, psychological, educational and medical support of the educational process. The management of the process of formation and development of health-saving education was based on the priority of preserving and promoting the health of students in innovative educational and cognitive activity.

Key words:
PHYSICAL EDUCATION, PHYSICAL CULTURE, HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES, MODELING OF HEALTH-SAVING TRAINING, HEALTHY LIFESTYLE, PHYSICAL HEALTH, PHYSICAL ACTIVITY, VALUE ATTITUDE TO HEALTH