НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

SOME ANSWERS TO QUESTIONS ABOUT THE RESPONSIBILITY OF HIGHLY AUTOMATED VEHICLES

СЕРОБЯН Гагик Ашотович, ЯКОВЕНКО Андрей Александрович

SEROBYAN Gagik Ashotovich, YAKOVENKO Andrey Alexandrovich

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Глобальная цифровизация задает новые требования, в частности, сочетания юридических и технических регуляторов, без которых не получится добиться адекватного правового регулирования в цифровую эпоху. В настоящей статье, авторы рассматривают высокоавтоматизированные транспортные средства и уровни их автоматизации с последующим соотношением высокоавтоматизированных транспортных средств с технологией искусственного интеллекта. Анализируется, вопрос о возможности и необходимости применения института юридической ответственности к технологии искусственного интеллекта, являющейся основой функционирования транспортного средства с наивысшей степенью автоматизации. Исследование вопроса применения института ответственности зарождает и вопросы необходимости создание юридической конструкции правосубъектности искусственного интеллекта. Предметом исследования является отечественная и зарубежная юридическая доктрина, посвященная вопросам цифровизации и практики применения информационных технологий в юридической деятельности, а также институтов юридической ответственности. В работе были использованы следующие методы научного исследования: статистический; догматический; сравнительно-правовой; синергетический, а также логический, функциональный, системный. Новизна исследования обусловлена необходимостью сближения правовой и информационной системы в период стремительного процесса цифровизации всех сфер общества. Авторы приходят к выводу, что новые технологические решения безусловно могут и будут становиться неотъемлемыми вспомогательными решениями в повседневной общественной деятельности, однако, на сегодняшний день уровень развития технологий не позволяет с помощью простого механического заимствования традиционных юридических конструкций использовать их в цифровой сфере.

Ключевые слова:
цифровизация,интеграция,искусственный интеллект,высокоавтоматизированные транспортные средства,принципы права,ответственность,степень автономности,цифровая экономика,правовая система,регулятивные песочницы,правосубъектность
Description:
Global digitalization is creating new requirements, in particular a combination of legal and technical regulators, without which adequate legal regulation in the digital age will not be achieved. In this article, the authors consider highly automated vehicles and their levels of automation, followed by a ratio of highly automated vehicles to artificial intelligence technology. Analyzed, the question of the possibility and need to apply the institute of legal responsibility for the technology of artificial intelligence, which is the basis for the functioning of vehicles with the highest degree of automation. The study of the application of the Institute of Responsibility raises the questions of the necessity to create a legal structure of the legal personality of artificial intelligence. The subject of the research is the domestic and foreign legal doctrine dedicated to the issues of digitalization and practice of application of information technologies in legal activity, as well as the institutes of legal liability. In the work were used the following methods of scientific research: statistical; dogmatic; comparative-legal; synergetic, as well as logical, functional, systemic. The novelty of the research is conditioned by the necessity of convergence of legal and information system in the period of rapid process of digitalization of all spheres of society. The authors conclude that new technological solutions can and will certainly become indispensable auxiliary solutions in everyday social activities, but today the level of technology development does not allow through mechanical borrowing to use traditional legal structures in the digital sphere.

Key words:
digitalization,integration,artificial intelligence,highly automated vehicles,legal principles,liability,degree of autonomy,digital economy,legal system,regulatory sandboxes,legal personality