О ФЕНОМЕНЕ БИЛИНГВИЗМА: СОЦИОЛИГВИСТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

ON THE PHENOMENON OF BILINGUALISM: FROM SOCIOLINGUISTIC AND PSYCHOLINGUISTIC PERSPECTIVE

Дзюбенко Анна Игоревна, Богатырева Мессалина Александровна

DZYUBENKO ANNA IGOREVNA, BOGATYREVA MESSALINA ALEKSANDROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Одной из наиболее важных тенденций современного общества является особая роль в овладении вторым иностранным языком, который выступает в качестве своеобразной гарантии конкурентоспособности коммуникантов во все более глобализирующемся мире. Основная цель предлагаемой статьи состоит в стремлении приблизиться к раскрытию понятия билингвизма. Авторы анализируют существующие подходы к интерпретации данного понятия с различных точек зрения, особенно акцентируя его содержание в рамках двух теоретических позиций, которые позволяют раскрыть его сущность в аспекте его влияния на психические процессы коммуникантов и социальную структуру языкового сообщества в целом - с позиций психолингвистики и социолингвистики. Билингвизм, с одной стороны, является в достаточной степени однозначным термином, но, с другой стороны, является переменным и динамично развивающимся с течением времени, в связи с этим трудно дать его точное определение. Представители разнообразных научных направлений и школ пытались уточнить подходы к интерпретации данного понятия, принимая во внимание различные аспекты, такие как лингвистический, социологический, политический, культурный, психологический и педагогический. Более того, раскрывая понятие билингвизма, следует учитывать различие между билингвизмом отдельного индивида, владеющего двумя языками, и билингвизмом социальной группы, в которой используются два разных языка.

Ключевые слова:
БИЛИНГВИЗМ, ПСИХОЛИНГВИСТИКА, СОЦИОЛИНГВИСТИКА, ОВЛАДЕНИЕ ВТОРЫМ ЯЗЫКОМ, ДИГЛОССИЯ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ, ИНТЕГРАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ
Description:
One of the most unique characteristics of contemporary society is the importance assigned to the acquisition of a second language as the assurance of competitiveness in an increasingly globalized world. The main objective of this article is to approach the concept of bilingualism. Initially, a theoretical journey has been made to the definition of the concept of bilingualism. Subsequently, bilingualism has been analyzed from two theoretical perspectives that study the influence of bilingualism on the mental processes and social structure of a community: psycholinguistics and sociolinguistics. Bilingualism, on the one hand, is a slightly univocal term, but on the other, is variable and has evolved dynamically over time. As a result, it is difficult to determine with accuracy a unique definition since in the last decades several authors from different disciplines have tried to specify this concept. Various aspects, such as linguistic, sociological, political, cultural, psychological and pedagogical have been taken into account for its definition. Similarly, the distinction between bilingualism referred to a single individual and his relationship with two different languages, and the connection of bilingualism with a social group where two different languages are used is another factor to be considered when talking about bilingualism.

Key words:
BILINGUALISM, PSYCHOLINGUISTICS, SOCIOLINGUISTICS, ACQUISITION OF A SECOND LANGUAGE, DIGLOSSIA, INSTRUMENTAL MOTIVATION, INTEGRATIVE MOTIVATION