О ГЕНДЕРНОМ СВОЕОБРАЗИИ ОБЪЕКТИВАЦИИ КОНЦЕПТА «УДИВЛЕНИЕ» В СОВРЕМЕННОМ МУЖСКОМ АНГЛОЯЗЫЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

ON GENDER PECULIARITIES OF CONCEPT "SURPRISE" OBJECTIVIZATION IN MODERN ENGLISH MALE FICTIONAL DISCOURSE

Дзюбенко Анна Игоревна, Белик Наталья Александровна

Dzyubenko Anna Igorevna, Belik Natalya Aleksandrovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Феномен удивления представляет собой тот вектор, который определяет объект познания, порождая изумление у мыслителя и толкая его на начало расширение границ постижения мира. Эмоциональное состояние удивления рассматривается как специфическая характеристика человека. Сталкиваясь со странным, человек задается вопросом о его источнике и с какой целью можно его использовать. Авторы описывают традицию интерпретации феномена «удивления» в диахронической плоскости философского знания, в психологии и когнитивной лингвистике. Предлагаемый в данной работе подход к анализу дискурсивных реализаций концепта «удивление» в современном англоязычном художественном дискурсе предполагает интерпретацию феномена художественного дискурса как комплексного явления, образованного коммуникантами, речевой ситуацией и самим текстом, объединенными стратегиями понимания. Авторы анализируют спектр средств фонетического и лексического уровней английского языка, объективирующих описываемый концепт, в аспекте стилистического своеобразия и прагматических особенностей оригинального художественного англоязычного дискурса, маркированного с точки зрения гендерной принадлежности авторов дискурса.

Ключевые слова:
КОНЦЕПТ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС, ВЕРБАЛИЗАЦИЯ, ОБЪЕКТИВАЦИЯ, ДУРАТИВНОСТЬ, РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ, ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ КОННОТАЦИЯ
Description:
The phenomenon of surprise is the vector that defines the object of cognition, causing amazement in the meditating individual and provoking in him the desire to expand the boundaries of cognition of the world. The emotional state of surprise is considered as a specific characteristic of a person. Encountering the unknown or strange, a person wonders about its source and the purpose it can be used for. The authors of the article describe the tradition of interpreting the phenomenon of “surprise” in the diachronic plane of philosophical knowledge, in psychology and cognitive linguistics. The approach proposed in this paper to the analysis of discourse realizations of the concept of “surprise” in contemporary English fictional discourse involves the interpretation of the latter as a complex phenomenon formed by communicants, the speech situation, and the text itself, united by comprehension strategies. The authors analyze the range of phonetic and lexical means of the English language, objectifying the described concept, in terms of the stylistic originality and pragmatic features of the original fictional discourse, marked from the point of view gender characteristics of the discourse authors.

Key words:
CONCEPT, FICTIONAL DISCOURSE, VERBALIZATION, OBJECTIVIZATION, DURATIVE CHARACTERISTICS, REPRESENTATION, NEGATIVE CONNOTATION