О ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ РОЛИ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

ON THE LINGUISTIC ROLE OF COGNITIVE METAPHOR IN ARTISTIC TEXT

Дзусова Бэлла Таймуразовна

Dzusova Bella Taimurazovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Статья посвящена исследованию художественного текста с позиции когнитивной лингвистики. Основной целью статьи является описание различных подходов к изучению когнитивной лингвистики, определение понятия когнитивной метафоры, а также раскрытие ее концептуальной информации в художественном тексте. В последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме изучения художественного текста с точки зрения когнитивной метафоры. Этот интерес отнюдь не случаен, так как когнитивный подход через метафорическую проекцию дает возможность углубленного понимания и интерпретации художественного текста. Часто в художественном тексте механизмом осмысления некоторой более абстрактной сферы, а также средством расширения смыслового аппарата языка выступают концептуальные метафоры. В таких случаях когнитивный подход, выполняя гносеологическую функцию, определяет способ осмысления и решения тех вопросов, изучение которых ранее, без всякого обращения к анализу познавательных процессов, оставались безрезультатными. Лингвистические метафоры, которые в течение многих лет рассматривались в исследованиях по литературе, философии, культурологи и других гуманитарных сферах, не имели существенного значение для исследователей когнитивной метафоры. Если лингвистические метафоры помогают людям понять абстрактные предметы таких важных сфер жизни, как общение, взаимодействие и т.д., то метафорические выражения, которые должны стать предметом изучения, являются общепринятыми, частыми. Они дадут подсказки когнитивным структурам, которые воссоздают и шаблоны общественного мышления. Для их описания распространенным методом является определение лингвистических метафор, используемых для общения на определенную тему, и этих постулатов, лежащих в основе концептуальных метафор, которые, как предполагается, мотивируют их.

Ключевые слова:
ЛИНГВИСТИКА, МЕТАФОРА, ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА, КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ, РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗНАНИЙ, КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ, МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Description:
The article is devoted to the study of artistic text from the standpoint of cognitive linguistics. The main purpose of the article is to describe various approaches to the study of cognitive linguistics, the definition of the concept of cognitive metaphor, as well as the disclosure of its conceptual information in a literary text. Recently there has been an increased interest in the problem of studying a literary text from the point of view of a cognitive metaphor. This interest is not accidental, since the cognitive approach through the metaphorical projection allows for an in-depth understanding and interpretation of the literary text. Often, in a literary text, conceptual metaphors act as a mechanism for understanding some more abstract sphere, as well as a means of expanding the semantic apparatus of a language. In such cases, the cognitive approach, performing the epistemological function, determines the way of understanding and solving those issues, the study of which previously, without any reference to the analysis of cognitive processes, remained ineffectual. Linguistic metaphors, which for many years have been considered in studies on literature, philosophy, cultural studies and other humanities, have not been significant for researchers of the cognitive metaphor. If linguistic metaphors help people to understand abstract objects of such important spheres of life as communication, interaction, etc., then metaphorical expressions that should be the subject of study are generally accepted, frequent. They will give hints to cognitive structures that recreate and patterns of social thinking. To describe them, a common method is to define the linguistic metaphors used to communicate on a particular topic, and these postulates, which are the basis of the conceptual metaphors that are supposed to motivate them.

Key words:
LINGUISTICS, METAPHOR, LINGUISTIC METAPHOR, LITERARY TEXT, COGNITIVE METAPHOR, COGNITIVE STRUCTURES, REPRESENTATION OF KNOWLEDGE, HUMAN COGNITIVE ABILITIES, STYLISTIC DEVICE, METAPHORICAL EXPRESSIONS