О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ON THE NEED TO DEVELOP A CULTURE OF SPEECH AMONG UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE MODERN CONCEPT OF EDUCATION

Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна

ANDRIENKO OKSANA ALEKSANDROVNA, BEZENKOVA TATYANA ALEXANDROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
В связи с постоянным развитием общественной жизни в России возрастает потребность воспитания и самовоспитания гармонично развитой и уверенной в себе личности, что предполагает наличие устойчивых навыков свободного, непринужденного осуществления речевой коммуникации. Особенно это важно для вузовского обучения студентов педагогического профиля, от которых зависит дальнейшая передача опыта и знаний, уровень культуры поведения и общения новых поколений. Культура речи педагога - важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности, специфика которой заключается в постоянном контакте с другими людьми. В работе представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня культуры речи студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ и Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. В исследовании применялись анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, анкетирование. Использовались методики М. Снайдера «Самоконтроль в общении», Е.В. Архиповой «Матрица текста», А.Я. Найн «Оценка устного выступления». Современные студенты-педагоги употребляют жаргонизмы, ненужные заимствования, слова-паразиты, они практически не имеют навыков публичного выступления, оценивают свою речь, как недостаточно разнообразную и выразительную, считают собственную культуру речи недостаточной и хотели бы ее повысить, а также признают влияние культуры речи на успех в профессиональной деятельности педагога. В целом у трети первокурсников выявлен низкий уровень развития культуры речи, что свидетельствует о необходимости формирования у современных студентов профессионально-направленной культуры речи средствами изучения дисциплин общегуманитарного блока.

Ключевые слова:
РЕЧЬ, КУЛЬТУРА, КУЛЬТУРА РЕЧИ, КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ, ЯЗЫК, КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КУЛЬТУРА РЕЧИ СТУДЕНТА-ПЕДАГОГА, КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ
Description:
In connection with the constant development of social life in Russia, the need for education and self-education of a harmoniously developed and self-confident person increases, which implies the presence of stable skills of free, easy implementation of speech communication. This is especially important for University education of pedagogical students, who depend on the further transfer of experience and knowledge, the level of culture of behavior and communication of new generations. The culture of speech of a teacher is the most important quality of his professional pedagogical activity, the specificity of which consists in constant contact with other people. The paper presents the results of a study aimed at identifying the level of speech culture of students studying in pedagogical areas of training, Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU and Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov. The study used analysis of psychological and pedagogical literature, testing, and questionnaires. We used the methods of M. Snyder's "self-Control in communication", E. V. Arkhipova "Matrix of the text", A. ya. Nain "Assessment of oral speech". Modern students-teachers use jargon, unnecessary borrowings, words-parasites, they practically do not have public speaking skills, evaluate their speech as insufficiently diverse and expressive, consider their own speech culture insufficient and would like to improve it, and also recognize the influence of speech culture on success in the professional activity of a teacher. In General, a third of first-year students have a low level of development of speech culture, which indicates the need for modern students to form a professionally-oriented culture of speech by studying disciplines of the General humanitarian block.

Key words:
SPEECH, CULTURE, SPEECH CULTURE, TEACHER'S SPEECH CULTURE, TEACHER'S SPEECH REQUIREMENTS, AREAS OF WORK, LANGUAGE, COMMUNICATIVE AND SPEECH COMPETENCE, STUDENT-TEACHER'S SPEECH CULTURE, COMMUNICATIVE CONTROL