О ПОИСКАХ ИННОВАЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОСОФИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

ON THE SEARCH FOR INNOVATION IN TEACHING PHILOSOPHY IN THE CONTEXT OF SOCIETY TRANSFORMATION

МЕЗЕНЦЕВ Сергей Дмитриевич

MEZENTSEV Sergey Dmitrievich

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Статья посвящена поиску инноваций в преподавании философии в периоды трансформации российского общества, в эпохи перемен, дважды произошедшие за последнее столетие. Первая трансформация, охватившая период с 1917 г. по 1937 г., была связана с завоеванием власти большевистской партией, строительством социализма, утверждением господствующих позиций марксизма-ленинизма. Вторая трансформация, совершившаяся в 1991-2012 гг., имела прямо противоположную направленность: от социализма к капитализму. Она характеризовалась потерей коммунистами власти, разрушением социалистического строя, отказом от марксизма-ленинизма. Обе трансформации оказали непосредственное воздействие на преподавание философии в России. Большевики, для того чтобы достигнуть поставленную цель - построение социализма и коммунизма, широко использовали и как уже известные в то время методы и методики преподавания философии, так и занимались поиском инноваций. Задача тогда состояла в создании социалистической интеллигенции с марксистско-ленинским мировоззрением. Инновации должны были ускорить этот процесс. Аналогичная ситуация сложилась и в период второй трансформации российского общества. Снова нужны были инновации в преподавании философии, но теперь уже с целью разрушения социалистического строя и утверждения капиталистических отношений. И в первой, и во второй трансформациях примененные инновации в преподавании философии служили определенным политическим силам для установления своего господства, но по разным причинам и различным образом.

Ключевые слова:
философия,марксизм,марксизм-ленинизм,преподавание,высшее учебное заведение,инновация,трансформация,российское общество,советский период,постсоветский период,эпоха перемен
Description:
The article is devoted to the search for innovations in teaching philosophy during the periods of transformation of Russian society, in the era of changes that have occurred twice over the last century. The first transformation, which covered the period from 1917 to 1937, was associated with the conquest of power by the Bolshevik Party, the construction of socialism, and the establishment of the dominant positions of Marxism-Leninism. The second transformation, which took place in 1991-2012, had a directly opposite direction: from socialism back to capitalism. It was characterized by the loss of power by the communists, the destruction of the socialist system, and the rejection of Marxism-Leninism. Both transformations had a direct impact on the teaching of philosophy in Russia. The Bolsheviks, in order to achieve their goal of building socialism and communism, widely used both the methods and techniques of teaching philosophy already known at that time and were looking for innovations. The task then consisted in the creation of a socialist intelligentsia with a Marxist-Leninist worldview. Innovation was meant to hastened this process. A similar situation developed during the second transformation of Russian society. Innovations in teaching philosophy were needed again, but now with the aim of destroying the socialist system and establishing capitalist relations. In both the first and second transformations, applied innovations in the teaching philosophy served certain political forces to establish their dominance, but for different reasons and in various ways.

Key words:
philosophy,Marxism,Marxism-Leninism,teaching,higher educational institution,innovation,transformation,Russian society,Soviet period,post-Soviet period,era of changes