Аннотация:Сутра, написанная Дамбийнямом, может рассматриваться как одно из свидетельств монгольских лингвистических работ, переведённых с тибетского языка монгольскими учёными, а также как лингвистический мемуарный текст, написанный под влиянием тибетцев. Кроме того, работа фокусируется на символах, а не только на алфавите и его порядке букв, что делает её едва ли не первым самостоятельным исследованием фонологии. С точки зрения содержания, как литературного памятника, написанного в конце эпохи, когда влияние тибетцев было сильным, данная сутра последовала в плане содержания за «Kelen-u cimeg» Дандар лхарамбы и «Medegulgci tulkigur» Нанзада аграмбы. Также для нас представляет интерес, как с точки зрения лингвистики рассматривался традиционный алфавит старомонгольского письменного языка. Автор выделил 9 букв, которые пишутся перед вертикальной и за вертикальной чертой, выделил аффиксы падежей и множественного числа на те, которые определённым образом влияют на конечные буквы любого слова, и на те, которые позволяют звучать слову в целом быстрее. Рассматривая фонетические явления традиционного монгольского письма на тибетском языке, сутра даёт важное представление о том, как каждая буква может произноситься. Ведь, общеизвестно, что графическое начертание одного слова может быть представлено в монгольской кириллице разными видами звучания: хэнгэр, гэнгэр, хингир и гингир . Исследование данного скрипта поможет нам решить многие важные вопросы.
Ключевые слова:СУТРА, АЛФАВИТ, СТАРОМОНГОЛЬСКИЙ ПИСЬМЕННЫЙ ЯЗЫК, ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК, ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИКИ СТАРОМОНГОЛЬСКОГО ПИСЬМЕННОГО ЯЗЫКА, МОНГОЛЬСКАЯ ГРАММАТИКА НА ТИБЕТСКОМ ЯЗЫКЕ, ЛАМА ДАМБИЙНЯМ, ДАНДАР ЛХАРАМБА