ОБ ИЗМЕНЕНИИ СПРОСА НА ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА И БАКАЛАВРИАТА СО СТОРОНЫ АБИТУРИЕНТОВ

ON THE CHANGE IN DEMAND FOR SPECIALTY AND BACHELOR'S DEGREE PROGRAMS ON THE PART OF APPLICANTS

БЕЛЯЕВ Сергей Александрович

BELYAEV Sergey Alexandrovich

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Российская система высшего образования уже более десяти лет находится в стадии реформирования. Демографические проблемы прошлых лет спровоцировали сокращение количества вузов и их филиалов, что существенно снизило доступность высшего образования для населения. Дополнительным фактором для снижения стало введение ЕГЭ, сокращение бюджетных мест в оставшихся вузах, рост стоимости обучения и подготовки к сдаче ЕГЭ в российских школах. В ходе исследования было установлено, что несмотря на превышение численности поступающих на программы бакалавриата над численностью поступающих на специалитет, подготовка по программам которого ограничена количественно, оставляет специалитет востребованным как для обучения на бюджетных местах, так и для обучения на договорной основе. Также в ходе работы было выяснено, что произошло значительное сокращение поступивших на бюджетные места за счет квот целевого приема, что следует оценивать как негативную тенденцию, поскольку целевой прием может способствовать сглаживанию диспропорций между рынком труда и системой высшего образования. Отмечается, что в ходе реформ, послуживших поводом для сокращения вузов и их филиалов, и, как следствие, материально-технической и кадровой базы системы высшего образования, возникает опасность для роста социальной напряженности и создания рисков образовательного неравенства через 10-15 лет, что требует повышенного внимания со стороны государства уже сейчас.

Ключевые слова:
Болонская система,высшее образование,бакалавриат,специалитет,ЕГЭ,целевой прием,образовательное неравенство
Description:
The Russian higher education system has been undergoing reform for more than a decade. Demographic problems of the past years provoked a reduction in the number of universities and their branches, which significantly reduced the availability of higher education for the population. An additional factor for the decline was the introduction of the exam, the reduction of budget places in the remaining universities, the rising cost of education and training to pass exam in Russian schools. In the study, it was found that despite a pre-increasing the number of applicants to undergraduate programs over the numbers entering the specialist training programme which is limited in quantity, leaves specialty demand for training on budgetary places, and for training on a contractual basis. Also during the work it was established that there was a significant reduction in received in the budget at the expense of quota of the target dose, which should be assessed as a negative trend, because the target is to reduce imbalances between labour market and higher education system. It is noted that in the course of the reforms that led to the reduction of universities and their branches, and, as a result, the material, technical and personnel base of the higher education system, there is a danger for the growth of social tension and the creation of risks of educational inequality in 10-15 years, which requires increased attention from the state now.

Key words:
Bologna system,higher education,bachelor's degree,specialty,USE,target admission,educational inequality