ОБРАЗ ДОРОГИ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛОЯЗЫЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Э. ГИЛБЕРТ И Д. ТАРТТ)

THE IMAGE OF ROAD IN CONTEMPORARY FICTIONAL DISCOURSE (BASED ON NOVELS BY E. GILBERT AND D. TARTT)

Дзюбенко Анна Игоревна, Пимонова Владислава Александровна

DZYUBENKO ANNA IGOREVNA, PIMONOVA VLADISLAVA ALEXANDROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
В статье анализируются особенности репрезентации образа «дороги» в современном англоязычном художественном дискурсе на примере романа Д. Тартт “The Goldfinch” и сборника рассказов Э. Гилберт “Pilgrims”. Рассматривая различные подходы к интерпретации понятий «концепт», «художественный образ», «дискурс», авторы фокусируют внимание на контекстуальных случаях репрезентации образа дороги в указанном виде художественного дискурса, описывая и систематизируя наиболее частотные физические характеристики дороги, спектр стилистических средств трёх языковых уровней (фонетического, лексического и синтаксического), в частности, авторы подробно описывают специфику метафорической репрезентации образа дороги. Авторы пришли к выводу о том, что образ дороги чаще всего получает отрицательные характеристики и получает негативные физические свойства, при которых путь героев становится неприятным и приносящим дискомфорт - опустелая, неосвещенная, заснеженная, заброшенная, грязная, непросохшая, разбитая в колеи, непроглядная, темная/затененная/неосвещенная, пролегающая в дождь, безлюдная/пустая/без траффика, долгая/бесконечная, многолюдная/оживленная. Проведенное исследование позволяет констатировать идею о «дороге» как одном из доминантных художественных образов в художественном дискурсе Э. Гилберт и Д, Тартт, а также в современной англоязычной художественной литературе в целом.

Ключевые слова:
ОБРАЗ, КОНЦЕПТ, ДИСКУРС, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
Description:
The article analyzes the peculiarities of representing the image of the “road” in the contemporary English fictional discourse with the example of D. Tartt’s novel “The Goldfinch” and E. Gilbert’s storybook “Pilgrims”. Considering various approaches to the interpretation of the terms of “concept”, “fictional image”, “discourse”, the authors focus on contextual cases of representing the image of the road in the abovementioned type of fictional discourse, describing and systematizing the most frequently introduced physical characteristics of the road, the range of stylistic means of three language levels (phonetic, lexical and syntactic), in particular, the authors describe in detail the specifics of the metaphorical representation of the image of the road. The authors came to the conclusion that the image of the road most often receives negative characteristics and embodies negative physical properties, that make the way of the protagonists unpleasant and full of discomfort - abandoned/little traffic/without cars/empty, dark/in dusk, frozen, forlorn, dirty, wet, with deep ruts, to try to see the road, dark/shadowy/in total blackness and darkness, rainy/peppering, dancing, jumping in rain, empty/desolate/lonely/sparse, deserted/untravelled, long/endless, with crowds, rushing cars/streaming commuters. The study results in claiming the idea of the “road” to be one of the dominant fictional images in the fictional discourse by E. Gilbert and D, Tartt, as well as in contemporary English-language fiction as a whole.

Key words:
IMAGE, CONCEPT, DISCOURSE, FICTIONAL DISCOURSE, FICTIONAL IMAGE, LANGUAGE REPRESENTATION