ОБРАЗНЫЙ АСПЕКТ ОЦЕНОЧНОСТИ В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ «ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОТКЛИК»

THE FIGURATIVE ASPECT OF EVALUATIVITY IN THE SPEECH GENRE "READER RESPONSE"

Землянская Елена Николаевна, Королева Наталья Михайловна

ZEMLYANSKAYA ELENA NIKOLAEVNA, KOROLEVA NATALYA MIKHAILOVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Данная статья посвящена исследованию «оценочности» как совокупному системному качеству речевого жанра «читательский отклик». Читательские отклики ориентированы на такие коммуникативно-прагматические цели, как анализ, критическая оценка и обсуждение материалов, публикуемых в средствах массовой информации (женских журналах), таким образом «оценочность» как совокупное системное качество лежит в основе моделирования содержания читательских откликов. Она, с одной стороны, является выражением познавательно-оценочной связи с отражаемой действительностью, представленной в системе содержания в «образах женственности» и, с другой стороны - выражением коммуникативно-оценочных отношений, представленных в системе содержания в их ценностном и эмоционально-оценочном аспектах. Описание образов женственности в статье проводилось эмпирически на уровне концептов и ключевых слов. С помощью программы компьютерной обработки текстов NewSlow, а также на основе методов наблюдения, количественных и статистических подсчетов были выявлены в читательских откликах ряды базовых концептов , формирующих «образы женственности», такие как брак/роман, материнство/семья, здоровье/недуги, общество/право, знаменитости/глянец и пр. Были также выявлены «ключевые» или «опорные» слова , репрезентирующие концепты на вербальном уровне. Всего в статье было выявлено и классифицировано 9 «образов женственности»: «Женщина - почитательница гламурного стиля жизни»; «Здоровая женщина»; «Женщина - общественный деятель»; «Счастливая женщина»; «Женщина - филантроп»; «Женщина - хранительница очага»; «Красивая женщина»; «Деловая женщина, женщина профессионал»; «Сильная женщина». Анализ «образов женственности» обнаружил их определенную концептуальную и лексическую неоднородность, что позволяет рассматривать каждый образ как концептуальное поле с относительно устойчивым языковым (лексическим) выражением.

Ключевые слова:
РЕЧЕВОЙ ЖАНР, ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ, ОЦЕНОЧНОСТЬ, ОБРАЗ ЖЕНСТВЕННОСТИ
Description:
The article deals with the study of "evaluativity" as the aggregate systemic feature of the speech genre "reader response". Reader responses are oriented towards communicative and pragmatic goals, such as analysis, critical assessment and discussion of materials published in the media (women's magazines), thus "evaluativity" as an aggregate systemic quality underlies the modeling of the content of reader responses. On the one hand, it is an expression of cognitive evaluative connection with reflected reality presented in the content system in “images of femininity” and, on the other hand, it is an expression of communicative and evaluative relationships presented in the content system in their value and emotional evaluation aspects. The description of the images in the article was carried out empirically at the level of concepts and keywords. Using the NewSlow computer processing software, as well as on the basis of observation methods, quantitative and statistical calculations, the reader responses identified a number of basic concepts that form “images of femininity”, such as marriage / affair, motherhood / family, health / ailments , society / law, celebrities / gloss, etc. “Key” or “prop” words representing concepts at the verbal level were also identified. In total, 9 “images of femininity” were identified and classified in the article: “ Woman as an admirer of a glamorous lifestyle”; “ Healthy woman”; “Woman as a public figure”; "Happy woman"; “Woman as a philanthropist”; "Woman as the guardian of the hearth"; "Beautiful woman"; "Business woman, professional woman”; “Strong woman.” The analysis of “images of femininity” revealed their definite conceptual and lexical heterogeneity, which allows us to consider each image as a conceptual field with a relatively stable linguistic (lexical) expression.

Key words:
SPEECH GENRE, WOMEN'S MAGAZINE, EVALUATIVITY, IMAGE OF FEMININITY