ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ СОЦИАЛЬНОЙ МАРГИНАЛИЗАЦИИ

EDUCATION OF ELDERLY PEOPLE AS A METHOD OF PROTECTION FROM SOCIAL MARGINALIZATION

Татаринов Константин Анатольевич, Зверев Александр Федорович

TATARINOV KONSTANTIN ANATOLYEVICH, ZVEREV ALEXANDER FEDOROVICH

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Для большинства развитых стран цифрового мира проблему представляет такое негативное явление как «старение общества». Причина этого явления - возросшая продолжительность жизни и низкий уровень рождаемости. Относительно прошлого столетия рождаемость в развитых странах сократилась с 5 до 1,7 детей на одну женщину, то есть рождаемость стала ниже порога замещаемости. Прогностическая оценка пессимистична, в странах с высоким уровнем жизни уровень рождаемости будет неуклонно снижаться. За последний век продолжительность жизни в мире возросла на 20 лет и составила в наиболее богатых странах более 80 лет. При этом женщины живут на 6-7 лет дольше мужчин. Возрастная группа людей 60 и старше к 2040 году будет составлять около 20% от числа всех людей в мире, а средний возраст достигнет 36 лет. Старение населения уже сейчас требует социально-экономических изменений (реформирование пенсионной системы, увеличение расходов на медобслуживание, снижение инвестиций в молодёжь). Без кардинальных изменений в политике государства тенденции старения общества приводят к краху экономики. В статье говориться о большой роли образования для пожилых людей в повышении их социальной компетентности и противодействия маргинализации. Старение общества в странах «золотого миллиарда» приводит к психофизическим изменениям (снижение жизненной силы) у людей пожилого возраста, но это не следует отождествлять с жизненным регрессом. Только образование позволит пожилым наслаждаться жизнью в психологическом аспекте намного дольше и уменьшит трудности, связанные с обычными проблемами, характерными для этого «золотого» периода жизни.

Ключевые слова:
ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, СТАРЕНИЕ ОБЩЕСТВА, МАРГИНАЛЬНОСТЬ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ, МОЛОДЁЖЬ, ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ, СТАРОСТЬ, БОГАТЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ, УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЖИЗНИ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ, САМООБРАЗОВАНИЕ
Description:
For most developed countries of the digital world, the problem is such a negative phenomenon as "aging society." The reason for this phenomenon is increased life expectancy and low birth rates. Relative to the last century, the birth rate in developed countries decreased from 5 to 1.7 children per woman, that is, the birth rate fell below the substitution threshold. The prognostic assessment is pessimistic, in countries with a high standard of living, the birth rate will be steadily declining. Over the past century, life expectancy in the world has increased by 20 years and amounted to more than 80 years in the richest countries. At the same time, women live 6-7 years longer than men. The age group of people 60 and older by 2040 will be about 20% of all people in the world, and the average age will reach 36 years. An aging population now requires socio-economic changes (reforming the pension system, increasing the cost of medical care, reducing investment in youth). Without fundamental changes in state policy, aging trends in society lead to the collapse of the economy. The article talks about the great role of education for older people in enhancing their social competence and countering marginalization. The aging of society in the countries of the “golden billion” leads to psychophysical changes (decrease in vitality) in older people, but this should not be equated with life regression. Only education will allow the elderly to enjoy life in the psychological aspect for much longer and will reduce the difficulties associated with the usual problems characteristic of this “golden” period of life.

Key words:
OLDER PEOPLE'S EDUCATION, PENSION SYSTEM, AGING SOCIETY, MARGINALITY, LIFE EXPECTANCY, YOUTH, RETIREMENT AGE, OLD AGE, RICH LIFE EXPERIENCE, SOCIAL ISOLATION, ENJOYMENT OF LIFE, SOCIAL STATUS, LIFE SITUATION, SELF-EDUCATION