ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА «ТРИЗОБРЕТАТЕЛЬ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-12 ЛЕТ

EDUCATIONAL ENVIRONMENT "TRIZOBRETATEL" FOR THE DEVELOPMENT OF INVENTION ABILITIES OF CHILDREN 6-12 YEARS

Нестеренко Алла Александровна, Терехова Галина Владимировна

Nesterenko Alla Alexandrovna, Terekhova Galina Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
В статье представлена концепция образовательной среды для развития изобретательских способностей младших школьников на базе общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач (ОТСМ-ТРИЗ). Обоснована целесообразность использования положений ОТСМ-ТРИЗ для решения проблемы развития изобретательских способностей школьников в образовательном процессе. Представлен подход к решению данной проблемы в виде создания особой образовательной среды, направленной на обучение школьников решать проблемы на авторском уровне. Элементы образовательной среды «Город изобретателей» позволяют посредством научно-методических комплексов «тренажерный зал», «парк развлечений», «музей изобретений», «лаборатория изобретателей», «центр оценки изобретений» освоить инструменты преобразования объектов и ситуаций. Рассмотрены проблемы, побудившие авторов искать новые подходы к организации содержания и методов обучения и предложенные авторами решения. В статье обоснована целесообразность использования инструментов ОТСМ-ТРИЗ для решения проблемы развития изобретательских способностей младших школьников в системе дополнительного образования. Описаны первые результаты апробации данной среды в школах и детских центрах России и за рубежом в рамках программы дополнительного образования «ТРИЗОБРЕТАТЕЛЬ», включенной Агентством стратегических инициатив (АСИ) в список лучших неформальных практик России.

Ключевые слова:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ОТСМ-ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЯ, ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЕ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОДУКТИВНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ТРИЗОБРЕТАТЕЛЬ
Description:
The paper presents the concept of Education Environment for development of inventive abilities of primary-school pupils based on OTSM-TRIZ (the General Theory of Powerful Thinking - the Theory of Inventive Problem Solving). The expediency of using the provisions of OTSM-TRIZ to solve the problem of the development of inventive abilities of schoolchildren in the educational process is substantiated. An approach to solving this problem is presented in the form of creating a special educational environment aimed at teaching students to solve problems at the author's level. Elements of the educational environment named "City of inventors" allow teachers, students, parents, and psychologists master the tools for transforming objects and situations using the research and methodology complexes such as "Training room", "Entertainment park", "Museum of inventions", "Laboratory of inventors", and "Center for the inventions evaluation". The article proves the expediency of using the tools of the Theory of Inventive Problem Solving (in Russian - TRIZ) to address the challenges of inventive abilities development in the subjects of education. The problems, the sponsors of the authors to look for new approaches to the organization of the content and teaching methods and the solutions proposed by the authors are considered... The first results of testing this environment in schools and children's centers in Russia and abroad as part of the TRIZOBRATEL supplementary education program, included by the Agency for Strategic Initiatives (ASI) in the list of the best informal practices of Russia, are described.

Key words:
EDUCATIONAL ENVIRONMENT, OTSM-TRIZ TECHNOLOGY, TRIZ-EDUCATION, INVENTIVE ABILITIES, PRIMARY-SCHOOL PUPILS, ADDITIONAL EDUCATION, EFFICIENCY OF PROBLEM SOLVING, TRIZOBRETATEL