Аннотация:Образы «маленьких» и «лишних» людей входят в число основных типажей художественной литературы. Так как истоки, формирующие характер «лишнего человека», связаны с социальной средой и его психологическим состоянием, и данность эта не ограничивается какими-либо пространственными (географическими) границами, его сфера существования разрастается до бесконечности. Во многих чертах они схожи, но есть особенности, которые отличают их друг от друга. Характерные черты, присущие этим образам, в исследованиях иногда трактуются не совсем верно. В статье обобщены основные стереотипы поведения людей, входящих в вышеуказанные условные группы и проведен сравнительный анализ образов, созданных отдельными художниками слова. Особую роль в процессе становления этих образов в литературной среде сыграла русская литература XIX века. Считается, что «вне всякого сомнения, «лишний человек» по своим интеллектуальным возможностям значительно превосходит человека «маленького». Однако он напоминает «ничто», полностью исчерпавшее себя, достигшее края, подвергшееся чему-то невосстановимому. Его можно назвать «вчерашним днем» - без всяких надежд, без веры в завтрашний день, к тому же лишенного будущего. Было бы наивно ожидать от него чего-то позитивного. Рассмотрение отличительных черт этих образов помогает определению сути характера и идейного содержания их в азербайджанской литературе.
Ключевые слова:РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, А.С. ПУШКИН, ДЖ. МАМЕДКУЛИЗАДЕ, КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, "ЛИШНИЙ" ЧЕЛОВЕК, "МАЛЕНЬКИЙ" ЧЕЛОВЕК