ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ РОТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS BASED ON THE ROTARY MODEL OF MIXED LEARNING

Улендеева Наталия Ивановна

ULENDEEVA NATALIA IVANOVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Применение компетентностно-контекстного подхода при организации учебно-образовательного процесса в условиях образовательного учреждения сопровождается систематической и целенаправленной деятельностью педагога по реализации взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов обучения: целевой, содержательный, организационно-процессуальный и результативно-диагностический. Под компетентностно-контекстным подходом в обучении мы рассматриваем такой подход при организации учебных занятий, который за единицу содержания использует не отдельный урок, а сценарный план целого раздела. При работе над разделом учебная деятельность обучающихся проходит циклическую спираль: деятельность академического типа, квазисамостоятельная деятельность, самостоятельная деятельность, рефлексивная деятельность, причем доли распределения каждого вида учебной деятельности регламентированы. Так на самостоятельную деятельность обучающихся отводится более 40 % учебного времени. Стремление к эффективной организации образовательного процесса, в первую очередь на этапе самостоятельной и рефлексивной деятельности, дифференциации и индивидуализации обучения позволила нам рассмотреть возможность использования ротационной модели смешанного обучения. Под смешанным обучением в нашей работе понимается любая формальная образовательная программа, в рамках которой обучающийся прибегает, хотя бы частично, к онлайн-обучению с наличием элемента контроля времени, места, способа и/или темпа. Использование элементов смешанного обучения позволяет осуществить переход от вертикальной архитектуры организации образовательного пространства к модульной, характеризующейся особенностями модульной организации содержания учебных курсов; модульной установкой компьютерной техники; модульной организацией помещений и предметов обстановки в них. Главным субъектом ротационной модели смешанного обучения выступает индивидуальная ротация обучающегося, который работая по одному сценарию (в зависимости от результатов), получает возможность решения своей проблемы, на личностно-значимом уровне. А учитель получает возможность организовать работу детей с разными возможностями в разных комфортных для них условиях, в основном за счет использования вариативных приемов работы над предложенными заданиями и использования различных форм обучения, в том числе в он-лайн режиме.

Ключевые слова:
ОБРАЗОВАНИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ, КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНАЯ МОДЕЛЬ, РОТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РОТАЦИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Description:
The use of the competence-context approach in the organization of the educational process in the conditions of an educational institution is accompanied by systematic and purposeful activity of the teacher to implement the interrelated and interdependent components of training: target, content, organizational and procedural, and effective diagnostic. Under the competence-context approach in training, we consider this approach when organizing training sessions, which uses not a single lesson per unit of content, but the scenario plan of the entire section. When working on the section, students ' educational activities go through a cyclical spiral: academic ti-PA activities, quasi-independent activities, independent activities, and reflexive activities, and the distribution shares of each type of educational activity are regulated. Thus, more than 40% of the training time is allocated for independent activities of students. The desire for effective organization of the educational process, primarily at the stage of independent and reflexive activity, differentiation and individualization of training allowed us to consider the possibility of using a rotational model of mixed learning. In our work, mixed learning refers to any formal educational program in which the student resorts, at least partially, to online learning with the presence of an element of time, place, method, and or pace control. Using elements of blended learning allows the transition from vertical architecture of the educational space to the modular, characterized by the features of modular organization of the course content; modular installation; modular organization of space and furnishings in them. The main subject of the rotational model of mixed learning is the individual rotation of the student, who, working according to one scenario (depending on the results), gets the opportunity to solve his problem at a personally significant level. And the teacher gets the opportunity to organize the work of children with different abilities in different comfortable conditions for them, mainly through the use of variable methods of working on the proposed tasks and the use of different forms of training, including online mode.

Key words:
EDUCATION, EDUCATIONAL PROCESS, MIXED LEARNING, ONLINE LEARNING, COMPETENCE-CONTEXT MODEL, ROTATIONAL MODEL, INDIVIDUAL ROTATION, EDUCATIONAL ACTIVITIES, ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS, TYPES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES, PLANNED RESULTS