ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ЦЕНТРЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF MENTALING TECHNOLOGY AT THE CHILD HELP CENTER

Рослякова Светлана Васильевна, Зайдуллина Эльвира Рауфовна, Шибинская Елена Валерьевна

Roslyakova Svetlana Vasilievna, Zaydullina Elvira Raufovna, Shibinskaya Elena Valerievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Современное общество активно пытается решать проблему сиротства. Практика показывает, что решение ее возможно за счет семейного устройства детей (приемная и замещающая семья). Но и эти технологии не совершенны - некоторые дети возвращаются снова в стены государственных учреждений, получив психологическую травму и негативный опыт общения с внешним миром. В статье представлена реализованная в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Надежда» г. Челябинска психолого-педагогическая технология сопровождения социальной практики наставничества привлеченными добровольцами над воспитанниками учреждения, имеющими опыт возврата из замещающей семьи. Авторами описаны разработанные коллективом центра содержательные аспекты технологии: терминологический аппарат, цель, субъекты, этапы и их характеристика; подробно изложены основные организационные моменты двух этапов, определяющих успешность всей работы в рамках технологии сопровождения взаимодействия значимого взрослого-добровольца с воспитанником центра: вводного и этапа формирования пары. Результатом моделирования явились система подготовки добровольцев (привлечение, диагностика, обучение), система подготовки воспитанников (анкетирование и диагностика), методика формирования пары «воспитанник - наставник», позволяющие начать собственно процесс сопровождения взаимодействия воспитанника и наставника и добиться положительного результата.

Ключевые слова:
ВОСПИТАННИК ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, НАСТАВНИК, ПАРА "НАСТАВНИК - ВОСПИТАННИК", КУРАТОР, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ, СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАСТАВНИКА И ВОСПИТАННИКА, СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Description:
Modern society is actively trying to solve the problem of orphanhood. Practice shows that its solution is possible due to the family arrangement of children (foster and foster families). But even these technologies are not perfect - some children return again to the walls of state institutions, having received psychological trauma and negative experience in communicating with the outside world. The article presents the “Hope” of the city of Chelyabinsk implemented in the center for helping children without parental care, a psychological and pedagogical technology to support the social practice of mentoring by attracted volunteers over the pupils of the institution who have experience of returning from a foster family. The authors describe the substantive aspects of technology developed by the center's team: terminological apparatus, purpose, subjects, stages and their characteristics; the main organizational aspects of two stages are described in detail, which determine the success of all work within the framework of the technology for supporting the interaction of a significant adult volunteer with the center's pupil: the introductory and the stage of pairing. The simulation resulted in a training system for volunteers (attraction, diagnostics, training), a system for training pupils (questionnaires and diagnostics), a methodology for forming a “pupil-mentor” pair, which allowed the process of supporting the interaction of the pupil and mentor to begin and to achieve a positive result.

Key words:
PUPIL OF A BOARDING SCHOOL, MENTOR, COUPLE "MENTOR - PUPIL", CURATOR, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT, TECHNOLOGY, MENTOR AND PUPIL TRAINING SYSTEM, SOCIALIZATION