ОСОБЕННОСТИ БИОЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ С 1917 ГОДА ДО СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА

PARTICULARITIES OF BIOETHICAL THINKING IN RUSSIAN PEDAGOGY FROM 1917 TILL THE MIDDLE OF THE XX CENTURY

КЮРЕГИНА Анна Викторовна

KYUREGINA Anna Victorovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Социально-экологический кризис, ставший очевидным во второй половине XX века, требует анализа его предпосылок, кроющихся в том числе в содержании среднего и высшего образования, в частности, в преподнесении вопросов природы в более ранние периоды времени. Это обусловило цель нашего исследования: выявить, каким образом в отечественном образовании с 1917 года до середины XX века была представлена тема взаимодействия человека и окружающего мира. Настоящая цель конкретизируется в задачах определить достижения, связанные с интеграцией биоэтической тематики в педагогику, и отрицательные стороны ее педагогической трактовки. Основой для статьи послужили учебно-методические пособия 1920-х-1950-х годов, публикации по краеведению 1920-х-1930-х годов, труды ученых-космистов, естественнонаучные труды, обосновывающие существование многочисленных взаимозависимостей в природе, дореволюционные труды по формированию гуманного отношения к живым существам, современные исследования, посвященные истории педагогики XX века, краеведению, космизму, сущности биоэтических ценностей. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем выстраивается связь между вопросами, связанными с ценностным отношением к жизни, отличной от человеческой, и педагогикой первых десятилетий советского периода. Использовались следующие методы исследования: синтез, анализ, сравнение, обобщение, индукция, дедукция. Выявлено, что в исследуемый период возникли естественнонаучные и философско-педагогические концепции на стыках с биоэтической мыслью, развитие получили краеведческий метод, предполагающий рассмотрение человека как части природы, и экскурсионный метод, позволяющий наблюдать природные явления как комплексный процесс. Однако практически не затрагивалась тема гуманного отношения к живым существам, и образование приобретало утилитарный характер

Ключевые слова:
педагогика космизма,краеведческий метод,экскурсионный метод,гуманизм личности,антропоцентрическое мировоззрение,биоэтические ценности,междисциплинарный характер экологии,натуралистический подход к изучению природы,утилитарный характер естественнонаучного образования,эстетическое воспитание,дегуманизация социума
Description:
The social and environmental crisis that became evident in the second half on the XX century requires the analysis of its prerequisites hidden, among other things, in the contents of secondary and higher education, in particular in presenting the issues of nature at earlier periods of time. It determined the objective of our research: to find out in what way the issue of interaction between people and the environment was presented in Russian education from 1917 till the middle of the XX century. The objective is concretized in the tasks to identify the achievements connected with the integration on bioethical issues into pedagogy and negative sides of its pedagogic interpretation. The article is based on educational and methodical tutorials published in 1920-ies - 1950-ies, works on regional studies of the 1920-ies - 1930-ies, works of cosmists, natural science works proving the existence of manifold connections in nature, pre-revolutionary works on forming humane treatment to living beings, modern researches devoted to the history of pedagogy of the XX century, regional studies, cosmism, essence of bioethical values. The scientific novelty of the research is that it connects the issues concerning moral attitude to life other than human and the pedagogy of the first decades of the Soviet period. The following methods of research were used: synthesis, analysis, comparison, generalization, induction, deduction. It has been revealed that within the period researched natural scientific, philosophical and pedagogical conceptions on the junction with bioethical thinking appeared; the method of regional studies that implies considering human as part of nature and the excursion method enabling students to see natural phenomena as a complex process got development. Still the issue of humane treatment to living beings remained practically untouched and education was obtaining utilitarian character.

Key words:
pedagogy of cosmism,method of regional studies,excursion method,humanism of personality,anthropocentric world outlook,bioethical values,interdisciplinary character of ecology,naturalistic approach to studying nature,utilitarian character of natural science education,aesthetic education,dehumanization of society