ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГАЗЕТИЗМОВ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ

CHARACTERISTICS OF NEWSPAPER LANGUAGE IN CONTEMPORARY RUSSIAN MEDIA

Кристиано Никола Отелло

CRISTIANO NICOLA OTELLO

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Социолингвистическое исследование лексики современных СМИ крайне важно для понимания значимых процессов, происходящих в современном информационном обществе. Распространение электронных СМИ и информационных сетей значительно повысило эффективность коммуникативного воздействия контента СМИ. Данное исследование включает анализ семантики и функционирования 224 лексических единицы «газетизмов». Исследование проводилось при помощи баз данных и аналитического и статистического инструментария Национального Корпуса Русского Языка (НКРЯ). Проводилась оценка языковых единиц по частотности их представления в корпусе собранных в базах НКРЯ текстов, по количеству текстов, где они были использованы, по времени их появления и по характеру распределения по текстам различных функциональных стилей русского языка. В результате был собран значительный материал для дальнейшего расширения исследований в этой области, но не были выявлены сколько-нибудь значимые закономерности, которые можно было бы использовать для оценки анализируемого массива лексических явлений. Единственной общей функциональной особенностью исследуемой лексики является ее социально-оценочный характер и прагматика применения с целью изменения эмоционального восприятия информации, содержащейся в тексте, где эта лексика используется. Новизна исследования заключается в применении сетевых средств накопления текстовой информации (НКРЯ) для получения статистических данных и квалитативных исследований в области прагматики текста и социолингвистических исследований. Данный результат практически может быть использован в широком спектре задач подготовки текстов, ориентированных на массовую коммуникацию (спич-рейтинг, public relations, создание новостей и т.д.).

Ключевые слова:
СОЦИОЛИНГВИСТИКА, СТИЛИСТИКА, ГАЗЕТИЗМ, СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Description:
Sociolinguistic research of today’s media language is extremely important for the understanding of important processes that take place within the information society. The spread of electronic media and information networks significantly increased the impact of media. This study analyzed 224 lexical items from the newspaper language’s lexicon semantically and functionally. The research was carried out using the Russian National Corpus (RNC) database, analytical and statistical tools. Linguistic items were analyzed to determine the frequency and time of their occurrence, the number of texts containing the target linguistic item, and the nature of distribution of functional language styles. The result is an impressive collection of materials that can be used in to expand future research in this area, yet no significant regularities were found that could be used to assess the analyzed array of lexical items. The only features that studied lexical items shared were their socio-evaluative function and role in changing the emotional perception of textual information. The novelty of the research lies in the use of network-enabled means of textual data collection (RNC) to obtain statistical, qualitative pragmatic and sociolinguistic information. Results may be useful in a broad range of text preparation tasks focused on mass communication (speech rating, public relation, news creation, etc.).

Key words:
SOCIOLINGUISTICS, STYLISTICS, NEWSPAPER LANGUAGE, EVALUATION VOCABULARY