ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ МОДЕЛИ РАСШИФРОВКИ ЗНАЧЕНИЯ ИНКОРПОРАТИВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

FEATURES OF COGNITIVE MODEL OF DECODING THE VALUE OF INCORPORATIVE STRUCTURES

Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна

Devdariani Natalia Valerievna, Rubtsova Elena Viktorovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
В статье предлагается гипотетически-когнитивная модель декодирования цельнооформленных языковых единиц сознанием реципиента, а также описывается их генерирующая речевая функция, основанная на когнитивных и вероятностных процессах, протекающих под контролем сознания индивида. Автор рассматривает различные интерпретации понятия инкорпоративная конструкция, представленные в работах отечественных и зарубежных лингвистов. Отмечается, что инкорпоративные конструкции представляют собой модель, наделенную внешней информативностью. Первоначально инкорпоративные конструкции воспринимаются на подсознательном уровне, на основе синтеза ощущений, затем из этой структуры выделяется целостная концепция, которая проектируется в форму обобщения. Подчеркивается генерирующие свойства инкорпоративных конструкций, как продукта объединения (слияния) слов. В результате возникает новое понятие, способное охарактеризовать объект с различных сторон. Инкорпоративные конструкции, появившись как перцептивный компонент, приводят в движение цепочку связей, коннотаций: визуальные, тактильные, слуховые характеристики объекта, создавая тем самым визуальные, образы объектов, ситуаций и действий. В данном исследовании доказывается, что из-за влияния специфики функционирования топографических слоев психики и индивидуальных и культурных характеристик получателя когнитивный по своей природе процесс расшифровки значения инкорпоративной конструкции может варьироваться в каждом конкретном случае. Следовательно, использование инкорпоративных конструкций в качестве средства реализации функции, генерирующей речь, также основано на когнитивных и вероятностных процессах, протекающих под контролем сознания индивида.

Ключевые слова:
ИНКОРПОРАТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЦЕЛЬНООФОРМЛЕННЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ, КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ, ДЕКОДИРОВАНИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ СФЕРЫ, СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, АРХЕТИПЫ, НЕООБРАЗОВАНИЯ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА, ГЕНЕРИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР
Description:
The article proposes a hypothetical-cognitive model of decoding whole-language units by the consciousness of the recipient, and also describes their generating speech function based on cognitive and probabilistic processes proceeding under the control of the individual's consciousness. The author examines the various interpretations of the concept of incorporative design presented in the works of domestic and foreign linguists. It is noted that incorporative constructions are a model endowed with external information. Initially, incorporative constructions are perceived at a subconscious level, based on the synthesis of sensations, then a holistic concept is extracted from this structure, which is projected in the form of generalization. It emphasizes the generating properties of corporative constructions as a product of combining (merging) words. As a result, a new concept arises, able to characterize an object from various sides. Incorporating constructions, appearing as a perceptual component, set in motion a chain of connections, connotations: visual, tactile, auditory characteristics of an object, thereby creating visual images of objects, situations and actions. This study proves that, due to the influence of the specifics of the functioning of the topographic layers of the psyche and the individual and cultural characteristics of the recipient, the cognitive nature of the process of deciphering the value of the incorporative structure may vary in each particular case. Consequently, the use of incorporative constructions as a means of implementing speech-generating functions is also based on cognitive and probabilistic processes proceeding under the control of the consciousness of the individual.

Key words:
INCORPORATED CONSTRUCTIONS, INTEGRAL LANGUAGE UNITS, COGNITIVE MODEL, DECODING, MENTAL SPHERES, CONSCIOUSNESS, SUBCONSCIOUS, UNCONSCIOUS, ARCHETYPES, NEO-EDUCATION, WORD FORMATION, INTERNAL FORM, GENERATING CHARACTER