ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ИНОСТРАННЫМ СЛУШАТЕЛЯМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

PECULIARITIES OF TEACHING LITERATURE TO FOREIGN LISTENERS OF PREPARATORY FACULTIES OF RUSSIAN UNIVERSITIES

Козловцева Нина Александровна

Kozlovtseva Nina Aleksandrovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Актуальные государственные задачи в сфере российского образования напрямую связаны с интернационализацией российской образовательной среды, что подразумевает привлечение в российские вузы значительного количества иностранных студентов и обеспечение их эффективной адаптации к российским образовательным условиям. Достижению данной цели способствует создание при российских вузах подготовительных факультетов (отделений) для иностранных граждан, в задачи которых входит всесторонняя подготовка иностранных слушателей к обучению не только посредством изучения русского языка, но и основных предметов в рамках выбранной специальности. Так студенты гуманитарных направлений изучают ряд предметов, в том числе, русскую литературу. Специфика разработки данного курса заключается не только в необходимости тщательного отбора материала и подготовки адаптированных для иностранных граждан текстов, но и изучение языка специальности, развития у слушателей «чувства языка» посредством изучения языковых особенностей произведений различных жанров и периодов, погружения их в общекультурный и исторический контекст создания литературных произведений отдельных периодов. В статье описан опыт разработки программы и содержания дисциплины «Литература» для иностранных слушателей Подготовительного факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Ключевые слова:
ОБРАЗОВАНИЕ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ, ОБРАЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ
Description:
Actual state tasks in the field of Russian education are directly related to the internationalization of the Russian educational environment, which implies attracting a significant number of foreign students to Russian universities and ensuring their effective adaptation to Russian educational conditions. The achievement of this goal is facilitated by the creation at some Russian universities a preparatory faculties (departments) for foreign citizens, whose tasks include the comprehensive preparation of foreign students for training not only through the study of the Russian language, but also the main subjects within the chosen specialty. So humanitarian students study a number of subjects, including Russian literature. The specifics of the development of this course is not only the need for careful selection of material and the preparation of texts adapted for foreign citizens, but also the study of the language of the specialty, the development of a “sense of language” among students, by studying the language features of works of various genres and periods, immersing them in the general cultural and historical context the creation of literary works of individual periods. The article describes the experience of developing the program and the content of the discipline "Literature" for foreign students of the Preparatory Faculty of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Key words:
EDUCATION, INTERDISCIPLINARY APPROACH, HIGHER EDUCATION, ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS, PREPARATORY FACULTY, EDUCATION OF FOREIGN CITIZENS, RUSSIAN LITERATURE, RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE