ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАСС-МЕДИА: КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕЦИПИЕНТА

SPECIAL FEATURES OF SPEECH CULTURE OF MASS MEDIA REPRESENTATIVES: COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A METHOD OF IMPACT ON THE RECIPIENT

РУБЦОВА Елена Викторовна, ДЕВДАРИАНИ Наталья Валерьевна

RUBTSOVA Elena Viktorovna, DEVDARIANI Natalia Valerievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Исследование, результаты которого представлены в данной статье, направлено на изучение усовершенствования системы речевой подготовки специалистов. Особую значимость, по мнению авторов, приобретает развитие речевой культуры у представителей средств массовой информации, в частности у радио и телеведущих. Изучаются критерии эффективности речевого поведения дикторов телевидения и авторов - ведущих телепередач. Рассматривается современное понятие «коммуникативная компетентность», уровень овладения которой оказывает значительное влияние на формирование социальной ответственности телекоммуникатора. В представленной статье данное понятие трактуется и как способ успешной самопрезентации, и как способ оказания воздействия на других людей, и как способ гармоничного существования человека. Исследователи отмечают, что коммуникативная компетентность зависит от личностных психологических особенностей говорящего, от уровня речевых знаний и умения применить их в различных ситуациях общения, от способности к коммуникативной гибкости и креативности. Делается вывод о том, что понятие коммуникативной компетентности приобретает всё большую актуальность применительно к телевизионному дискурсу. Это основной способ воздействия на реципиента и одно из средств повышения рейтинга той или иной программы. Коммуникативная компетентность предполагает адаптированность к любому жанру и типу интервьюируемого, знание психологии общения, грамотное сочетание вербальных и невербальных компонентов общения. Среди условий эффективного общения журналиста можно выделить психологическую готовность реагировать на собеседников, чувство эмпатии, адекватность создаваемого речевого имиджа жанру и формату программы, соответствие запросам аудитории и соблюдение правил речевого этикета.

Ключевые слова:
коммуникативная компетентность,речевая культура,ситуации общения,речевой этикет,средства массовой информации,речевой имидж,коммуникативный процесс,медиатекст,межличностное общение,языковая личность,вербальное и невербальное общение
Description:
The study, the results of which are presented in this article, is aimed at studying the improvement of the system of speech training of specialists. Of particular importance, according to the authors, is the development of speech culture among representatives of the media, in particular among radio and TV presenters. Criteria of the effectiveness of speech behavior of TV announcers and authors - TV broadcasts are studied. The modern concept of "communicative competence" is considered, the level of mastering of which has a significant impact on the formation of social responsibility of a telecommunications operator. In the presented article, this concept is interpreted both as a way of successful self-presentation, and as a way of influencing other people, and as a way of harmonious human existence. Researchers note that communicative competence depends on the personal psychological characteristics of the speaker, on the level of speech knowledge and the ability to apply them in various communication situations, on the ability to communicate flexibility and creativity. It is concluded that the concept of communicative competence is becoming more and more relevant in relation to television discourse. This is the main way of influencing the recipient and one of the means of increasing the rating of a particular program. Communicative competence assumes adaptation to any genre and type of interviewee, knowledge of the psychology of communication, a competent combination of verbal and non-verbal communication components. Among the conditions for effective communication of a journalist, one can single out psychological readiness to respond to interlocutors, a sense of empathy, the adequacy of the created speech image to the genre and format of the program, compliance with the needs of the audience and compliance with the rules of speech etiquette.

Key words:
communicative competence,speech culture,communication situations,speech etiquette,mass media,speech image,communicative process,media text,interpersonal communication,linguistic personality,verbal and non-verbal communication