ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

FEATURES OF REFORMING THE SYSTEM OF DOMESTIC MILITARY EDUCATION IN THE SECOND HALF OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY IN THE CONDITIONS OF THE NEW EDUCATIONAL PARADIGM

Стародубцев Михаил Павлович

STARODUBTSEV MIKHAIL PAVLOVICH

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы реформирования системы отечественного военного образования, обусловленных общегосударственными преобразованиями, проводимыми в России во второй половине XIX - начале XX века. Показано, как в условиях новой образовательной парадигмы и реформирования существующей системы военного управления развивалась отечественная военная педагогика, закладывались ее теоретико-методологические основы, формулировался категориальный (понятийный) аппарат, определялись предмет и методология, а также перспективы дальнейших научных исследований. Отмечен значительный вклад в развитие отечественной военно-педагогической мысли военного министра и педагога эпохи Александра II Д.А. Милютина. Исследование этапов реформирования рассматривается во взаимосвязи с общими политическими и социальными изменениями в стране. Указано, что модернизация вооруженных сил привела к обновлению и реструктуризации системы военно-учебных заведений, в результате чего значительно улучшилось качество подготовки офицерских кадров. Объединяющая идея статьи заключается в последовательном изучении вопросов развития системы военного в период с 60-х годов XIX века, на которые пришлось преобладающее число прогрессивных преобразований в армии и в науке военной педагогики и вплоть до начала XX века, когда процесс замедлился процесс модернизации военного образования и системы военно-учебных заведений вследствие влияния на них внутренней политики государства и революционного движения в стране.

Ключевые слова:
ВОЕННАЯ РЕФОРМА, ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, СИСТЕМА ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, СИСТЕМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА, ГУМАНИЗАЦИЯ, ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, РЕФОРМИРОВАНИЕ, МОДЕРНИЗАЦИЯ
Description:
The article briefly discusses the issues of reforming the system of domestic military education, due to the nation-wide reforms carried out in Russia in the second half of the XIX - early XX century. It is shown how the new educational paradigm and the reform of the existing system of military administration developed the domestic military pedagogy, laid its theoretical and methodological foundations, formulated a categorical (conceptual) apparatus, determined the subject and methodology, as well as prospects for further research. A significant contribution to the development of the national military-pedagogical thought of the Minister of war and teacher of the era of Alexander II D. A. Milyutin was noted. The study of the stages of reform is considered in relation to the General political and social changes in the country. It is indicated that the modernization of the armed forces has led to the renewal and restructuring of the system of military educational institutions, resulting in a significantly improved quality of officer training. The unifying idea of the article is to consistently study the development of the military system from the 60s of the XIX century, which accounted for the overwhelming number of progressive changes in the army and in the science of military pedagogy until the beginning of the XX century, when the process of modernization of military education the system of military schools due to the influence on them of the internal policy of the state and the revolutionary movement in the country.

Key words:
MILITARY REFORM, MILITARY PEDAGOGICAL THOUGHT, MILITARY EDUCATION, MILITARY MANAGEMENT SYSTEM, MILITARY EDUCATION SYSTEM, MILITARY EDUCATIONAL PARADIGM, HUMANIZATION, PERSONALITY-ORIENTED APPROACH, REFORMATION, MODERNIZATION