ПАМЯТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В УСПЕШНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

MEMORY AND ITS IMPORTANCE TO EFFECTIVE STUDENTS' EDUCATION

Муллер Ольга Юрьевна

Muller Olga Yurevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Смысловое запоминание рассматривается автором как фактор успешности обучения студентов с позиции эффективности данного вида запоминания, используемых приемов, а также включения их в учебную деятельность. Проверялась гипотеза о том, что повышение осмысленности запоминания обусловлено комплексным обучением с использованием мнемотехник и приемов построения смысловых связей на учебном материале. На констатирующем этапе автором была проведена диагностика смыслового запоминания посредством методики диагностики логического запоминания «Воспроизведение рассказа», методики исследования непосредственного и опосредованного запоминания Т.П. Зинченко, метода пиктограмм Л.С. Выготского - А.Р. Лурия, метода парных ассоциаций и авторской методики анкетирования. На основании проведенной диагностики была разработана программа обучения студентов построению смысловых связей «Запоминай, применяй, достигай успеха!», содержание которой подразумевало использование мнемотехник, позволяющих эффективно использовать возможности развития памяти в учебном процессе (первый блок), а также приемов построения смысловых связей (второй блок). Далее был проведен сравнительный качественный и количественный анализ результатов первичной и окончательной диагностики посредством того же комплекса методик. В результате под влиянием обучения смысловому запоминанию произошло увеличение эффективности осмысленности запоминания, возросли возможности применения специальных средств его организации, усилилась опосредующая возможность реализации как абстрактных, так и конкретных стимулов, самостоятельность в использовании смыслового запоминания и его приемов в учебном процессе. Обучающая программа, включающая приемы построения смысловых связей, а также мнемотехники, позволяющие использовать возможности развития памяти в учебном процессе, оказалась эффективной.

Ключевые слова:
ПАМЯТЬ, ОБУЧЕНИЕ, СМЫСЛОВОЕ ЗАПОМИНАНИЕ, ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА, МНЕМОТЕХНИКА, СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ, ЭКСПЕРИМЕНТ, УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, СТУДЕНТЫ, АНКЕТИРОВАНИЕ, ПРОДУКТИВНОСТЬ, ПРОГРАММА, ИССЛЕДОВАНИЕ, МЕТОДИКА
Description:
Associative memorization is depicted as a factor of education's success from a position of efficiency of the memorization's type, used techniques and including them in educational activity. There was a hypothesis that complex education with different mnemonic techniques and forms of association's creation on the training material cause increasing of level of associative memorization. On the stating stage the diagnostics of associative memorization via differents methods, such as "Story replication", the methods of direct and indirect by T. P. Zinchenko, the method of pictograms by L. S. Vygotsky and A. R. Lury, methods of pair associations and the methods of the questionnaire, were conducted. On the base of the diagnostics the program of teaching of associative connections "Memorize, use, be successful!" was developed. The content involves the using of mnemonics that allow to use possibilites of the memory in educational process (the first block) and techniques of making of associative connections (the second block) effectively. Then the analysis of diagnostics' results was conducted via the same complex of techniques and methods. In the result, under the influence of associative memorization's training the efficiency of understanding memorization has increased, the number of possibilites of using special organization's techniques has become larger, indirect possibility of realization of abstract and concrete stimulus has increased, the autonomy of using of associative memorization and techniques in educational process has increased too. The educational program that includes techniques of making of associative connections and mnemonics that allow to use the possibilities of memory's developing in educational process has proved effective.

Key words:
MEMORY, EDUCATION, ASSOCIATIVE MEMORIZATION, TRAINING PROGRAM, MNEMONICS, ASSOCIATIVE CONNECTIONS, EXPERIMENT, QUESTIONING, PRODUCTIVITY, PROGRAM, RESEARCH, METHODOLOGY