ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

THE PARADIGM OF EDUCATION IN THE ERA OF THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION

ЛИГА Марина Борисовна, ЩЕТКИНА Ирина Анатольевна

LIGA Marina Borisovna, SHCHETKINA Irina Anatolievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель - обосновать возможность использования культуроцентрично-ориентированной парадигмы образования как основы развития образования в эпоху четвертой промышленной революции, формирующей человека с технократическим мышлением, направленной на формирование личности не только как носителя знаний, но и как носителя ценностей, традиций. Методы. В качестве методологической базы исследования были использованы структурно-функциональный подход, который дал возможность выделить основные тренды развития современной цивилизации, актуализирующие необходимость формирования культуроцентричной парадигмы образования. Использование структурно-функционального и системного подходов дало возможность выделить диалектическую взаимосвязь между образованием, экономикой и качеством жизни. Результаты. Четвертая промышленная революция, основанная на цифровой экономике, актуализирует проблему формирования нового человека. Одним из механизмов решения данной проблемы является образование, основные тренды развития которого должны отвечать реалиям современности. Основной задачей образования является подготовка личности с креативным мышлением, владеющей инновационными профессиональными компетенциями - компетенциями XXI века. В связи с выше обозначенными трендами современности необходимо поставить вопрос о парадигме развития образования. Каждая эпоха в истории человечества создает свои парадигмы развития образования. Однако следует иметь в виду, что в одну и ту же эпоху могут существовать, сменяя друг друга различные образовательные парадигмы. Выводы. Анализ существующих парадигм позволяет авторам обосновать, что основой образования эпохи четвертой промышленной революции должна стать культуроцентрично-ориентированная парадигма как отражение различных аспектов человеческой жизни, реализующая свое содержание, функции в схеме «ценности-позиции-знания-умения».

Ключевые слова:
четвертая промышленная революция,образование,парадигма,знаниевая парадигма,личностно-ориентированная парадигма,компетентностная парадигма,культуроцентрично-ориентированная парадигма,конвергентные технологии,дизруптивные технологии,новая архитектура качества жизни
Description:
The goal is to substantiate the possibility of using the culture-centered paradigm of education as the basis for the development of education in the era of the fourth industrial revolution, which forms a person with a technocratic mindset, aimed at forming a person not only as a carrier of knowledge, but also as a carrier of values and traditions. Methods. The structural and functional approach was used as the methodological basis of the research, which made it possible to identify the main trends in the development of modern civilization, which actualize the need to form a culture-centered paradigm of education. The use of structural-functional and systemic approaches made it possible to identify the dialectical relationship between education, economy and quality of life. Results. The fourth industrial revolution, based on the digital economy, actualizes the problem of forming a new person. One of the mechanisms for solving this problem is education, the main development trends of which must meet the realities of our time. The main task of education is to prepare a person with creative thinking who has innovative professional competencies - the competencies of the XXI century. In connection with the above-mentioned modern trends, it is necessary to raise the question of the paradigm of education development. Each epoch in the history of mankind creates its own paradigms for the development of education. However, it should be borne in mind that different educational paradigms may exist in the same era, replacing each other. Conclusions. The analysis of existing paradigms allows the authors to prove that the basis of education in the era of the fourth industrial revolution should be a culture-centered paradigm as a reflection of various aspects of human life, which implements its content and functions in the "values-positions-knowledge-skills" scheme.

Key words:
fourth industrial revolution,education,paradigm,knowledge paradigm,personality-oriented paradigm,competence-based paradigm,culture-centered paradigm,convergent technologies,disruptive technologies,new architecture of quality of life