ПЕДАГОГИ-ХУДОЖНИКИ НА ПУТИ ПРЕТВОРЕНИЯ В ЖИЗНЬ НЕОРЕАЛИЗМА С «КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ» ВО ВРЕМЯ ЯПОНСКОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

TEACHERS-ARTISTS ON THE WAY OF REALIZING THE NEO-REALISM WITH THE “CHINESE SPECIFICITY” DURING THE JAPANESE INTERVENTION

Анчуков Сергей Васильевич, Ляо Чжэндин, Федорова Наталья Михайловна

ANCHUKOV SERGEY VASILYEVICH, LIAO ZHENGDING, FEDOROVA NATALIA MIKHAILOVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
В статье рассматривается история учреждения концепции неореализма в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Китая периода сопротивления японским захватчикам 1937-1945 гг., скоординировавшую форму западной и китайской живописи, постепенно занявшую господствующее положение на разных уровнях профессионального художественного образования благодаря методу реализма, который согласно распространённому мнению был основан на «научном методе». Анализируются события, происходившие в китайском обществе, творчество художников и теоретические исследования, объектом которых стал процесс национализации профессионального художественного образования, а также рассматриваются условия для продолжения и углубления этого процесса. В данной работе с позиции профессионального художественного образования проводится детальный анализ факторов, способствовавших превращению неореализма в ведущее направление в образовательной практике военного времени 1931 г., а также рассматривается то, каких пределов достигло вызванное этим распространение практики национализации. В статье предпринята попытка с помощью исторического метода исследования оценить степень влияния, оказанного образовательной политикой военного времени на практику художественного образования, и понять, какую роль профессиональное художественное образование играло в стимулировании искусства периода антияпонской войны.

Ключевые слова:
ПЕДАГОГИ-ХУДОЖНИКИ, НЕОРЕАЛИЗМ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, КИТАЙСКАЯ СПЕЦИФИКА, ЖИВОПИСЬ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЯПОНСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ
Description:
The article discusses the history of the neorealism concept establishment in the fine and decorative arts of China during the period of resistance to the Japanese invaders of 1937-1945, which agreed on the form of Western and Chinese painting, gradually occupying a dominant position at different levels of professional art education with the help of realism method, that according to popular belief, was based on a "scientific method." The events in Chinese society, the work of artists and theoretical studies, the object of which was the process of professional art education nationalization, are analysed. The conditions for continuing and deepening this process are examined. Detailed analysis of the factors contributing to the transformation of neorealism into a leading direction in the educational practice of the war period of 1931 is carried out from the position of professional art education. It is also examined what limits the spread of nationalization practice caused by this reached. Authors tried to assess the degree of influence exerted by the wartime educational policy on the practice of art education and to understand what role professional art education played in stimulating art during the anti-Japanese war using the historical research method.

Key words:
TEACHERS-ARTISTS, NEOREALISM, DECORATIVE ART, CHINESE CHARACTERISTICS, PAINTING, ART PRACTICE, THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION, JAPANESE INTERVENTION