ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МАГИСТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE OF THE FUTURE MASTER OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Щучка Татьяна Александровна, Поваляева Ольга Николаевна

SHCHUCHKA TATYANA ALEXANDROVNA, POVALYAEVA OLGA NIKOLAEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Становление современного информационного общества сопровождается повышением требований к уровню развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогического образования. Рассматривается проблема определения педагогических условий, отвечающих задачам оптимизации такого развития в учебном процессе. Цель - осуществить поиск содержания и обоснование педагогических условий развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогического образования. Методы исследования: анализ массива научно-исследовательских работ в областях педагогики и психологии высшей школы, обобщение содержательного аспекта в выявлении педагогических условий, сравнение отличительных особенностей влияния в поиске обоснования педагогических условий. Выявлены педагогические условия развития информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогики, включающие: формирование этических и мировоззренческих приоритетов обучаемых в области интеллектуальной деятельности и ее результатов; обеспечение коммуникации в содержательной стороне познавательного процесса; построение широко контекстных проблемных полей, соотносимых с духовной культурой человека, его когнитивным, социально-экономическим и профессиональным опытом, мировоззренческими установками и общественной практикой; предоставление свободы выбора стратегии междисциплинарного поиска; поэтапный переход от простого к сложному, от копирования и подражания к созданию принципиально нового, к созиданию; обучение использованию инновационных технологий в обстановке, осложненной решением много аспектных и проблемных факторов; использование информационно-образовательной среды. Педагогические условия и их содержание отражают влияние на многокомпонентную природу информационно-исследовательской компетентности будущего магистра педагогического образования как системного образования, обеспечивая ее успешное развитие.

Ключевые слова:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, РАЗВИТИЕ, ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, БУДУЩИЙ МАГИСТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Description:
The formation of a modern information society is accompanied by increasing requirements for the level of development of information and research competence of the future master of pedagogical education. The problem of determining the pedagogical conditions that meet the tasks of optimizing such development in the educational process is considered. Purpose - to search for the content and justification of pedagogical conditions for the development of information and research competence of the future master of pedagogical education. Research methods: analysis of the array of research works in the fields of pedagogy and psychology of higher education, generalization of the content aspect in identifying pedagogical conditions, comparison of distinctive features of influence in the search for justification of pedagogical conditions. Pedagogical conditions for the development of information and research competence of the future master of pedagogy, including: formation of ethical and ideological priorities of students in the field of intellectual activity and its results; ensuring communication in the content side of the cognitive process; construction of broadly contextual problem fields correlated with a person's spiritual culture, cognitive, socio-economic and professional experience, worldview and social practice; providing freedom to choose an interdisciplinary search strategy; step-by-step transition from simple to complex, from copying and imitation to creating a fundamentally new one, to creation; training in the use of innovative technologies in an environment complicated by the solution of many aspects and problem factors; use of information and educational environment. Pedagogical conditions and their content reflect the impact on the multicomponent nature of the information and research competence of the future master of pedagogical education as a system of education, ensuring its successful development.

Key words:
PEDAGOGICAL CONDITIONS, DEVELOPMENT, INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE, FUTURE MASTER OF PEDAGOGICAL EDUCATION, RESEARCH ACTIVITIES USING ICT