Аннотация:Статья посвящена анализу названий дней недели в карачаево-балкарском языке, которые представляют собой этнографизмы и образуют микрогруппу лексем, входящих в лексико-семантическую группу слов со значением темпоральности. Показаны их структурно-грамматические и словообразовательные характеристики, заключающиеся в том, что они являются сложными лексикализованными наименованиями, состоящими из имен, связанных между собой путем примыкания. Выявлено, что рассматриваемые слова маркируются в этнокультурном отношении. Это видно, с одной стороны, при обращении к такому жанру устного народного творчества, как приметы, с другой - поэтическому наследию знатока карачаево-балкарского фольклора С.О. Шахмурзаева. Установлено, что в них фигурируют практически все номинации дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье (на карачаево-балкарском языке). Они сохранились в языке без особых семантических трансформаций. Как в устном народном творчестве, так и в «Календаре горца» автора к различным дням недели привязываются определенные виды трудовой и иной деятельности. В них обнаруживается оппозиция «удачный день - неудачный день», что связано с древними верованиями карачаевцев и балкарцев. Рассмотренный недельный цикл способствует выявлению и описанию значимого сегмента наивной картины мира этноса относительно триады «день недели - обычай - деятельность».
Ключевые слова:КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЙ ЯЗЫК, УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ПРИМЕТЫ, ПОЭЗИЯ, С.О. ШАХМУРЗАЕВ, ЛЕКСИКА, НАЗВАНИЯ ДНЕЙ НЕДЕЛИ, БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ, ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ, ЯЗЫКОВАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ, ЛИНГВОКУЛЬТУРА, ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ, КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ