ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА

MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS CONDITION OF FORMATION OF THE CIVIL-PATRIOTIC POSITION OF THE STUDENT

Омаров Омархан Нурмагомедович, Закарьяева Сиядат Зияутдиновна, Курбанисмаилова Мерен Гаджиевна

Omarov Omarkhan Nurmagomedovich, Zakaryaeva Siyadat Ziyautdinovna, Kurbanismailova Meren Gadzhievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Важнейшим условием реализации актуальных задач, стоящих перед современным обществом, является воспитание подрастающего поколения на основе социальной активности, ответственности, правовой культуры и зрелой гражданской позиции. Результаты в формировании гражданственности и патриотизма достигаются если воспитание долга и ответственности, уважения и доверия, внутренней дисциплины и свободы являются составляющей частью целенаправленного и единого учебного процесса. Воспитание гражданско-патриотических взглядов должно быть системным и приоритетным направлением в деятельности высшего учебного заведения. С этих позиций возникает необходимость в рамках образовательной среды вуза создания условий, позволяющих формировать личность студента, эффективно действующую в многонациональном обществе, понимающей и уважающей ценности других культур, умеющей жить в ладу с представителями различных национальностей, рас и вероисповеданий. Данный подход будет способствовать развитию поликультурной образовательной среды, в которой усиление роли этнокомпонента согласуется с методологической установкой на воспитание будущего представителя социума. Так как лишь в социально насыщенной поликультурной образовательной среде целенаправленно воспитывается патриотизм и гражданская позиция, а также происходит действенная выработка социального поведения. Поликультурное пространстве образовательного учреждения обеспечивает осознание собственной национальной и культурной самобытности, условия для знакомства и признания самобытности других этнических групп. При этом, поликультурное пространство представляет собой модель гуманитарного образования, в котором, сочетаются региональные и национальные ценности культуры и истории этносов; виды и формы их взаимодействия, которые проявлялись в разнообразных учебных и вне учебных видов деятельности.

Ключевые слова:
ОБРАЗОВАНИЕ, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, КУЛЬТУРА, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ, ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ, ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ, НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЕ, МОДЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Description:
The most important condition for the implementation of urgent tasks facing modern society is to educate the younger generation on the basis of social activity, responsibility, legal culture and a mature civic position. Results in the formation of citizenship and patriotism are achieved if education of duty and responsibility, respect and trust, internal discipline and freedom are an integral part of a focused and unified educational process. Education of civil and patriotic views should be a systematic and priority direction in the activities of higher education institutions. From these positions there is a need within the framework of the educational environment of the university to create conditions that allow the formation of a student's personality, effectively operating in a multinational society, understanding and respecting the values of other cultures, and able to live in harmony with representatives of different nationalities, races and religions. This approach will contribute to the development of a multicultural educational environment in which the strengthening of the role of the ethnocomponent is consistent with the methodological orientation on the upbringing of the future representative of society. Since it is only in a socially saturated poly-cultural educational environment, patriotism and civic position are purposefully fostered, and an effective development of social behavior takes place. Polycultural space of an educational institution provides awareness of its own national and cultural identity, the conditions for familiarity and recognition of the identity of other ethnic groups. At the same time, the multicultural space is a model of humanitarian education in which regional and national values of culture and history of ethnic groups are combined; types and forms of their interaction, which were manifested in a variety of educational and extracurricular activities.

Key words:
EDUCATION, HIGHER EDUCATION, UPBRINGING, CULTURE, SOCIO-CULTURAL CONDITIONS, MULTICULTURAL ENVIRONMENT, SPIRITUAL AND MORAL NORMS, CIVIL AND PATRIOTIC ATTITUDE, MORAL AND ETHICAL BEHAVIOR, MODEL OF MULTICULTURAL SPACE