ПОНЯТИЕ «САКРАЛЬНЫЙ ТЕКСТ» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

THE CONCEPT OF "SACRAL TEXT" IN MODERN LINGUISTICS

Кульченко Юлия Викторовна

Kulchenko Yuliya Viktorovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Статья посвящена актуальному вопросу исследования проблемы «текста» не только в лингвистике, но и в семиотике. Кроме этого, в статье предпринимается попытка по возможности полного лингвистического рассмотрения понятийного уровня «сакрального текста», его отличительных признаков и критериев. Ключевыми вопросами данного исследования являются выделение разноуровневых языковых единиц, их сравнение в сакральном и художественном текстах, а также определение отличительных черт «сакрального текста». Для выделения основных параметров «сакрального текста» в статье проводится сравнение трех типов текста: «сакрального», «профанного» и «художественного». Отмечается, что сакральный и художественный типы текстов противопоставляются друг другу, профанный же тип занимает промежуточное положение между ними. В данном исследовании кратко анализируются сакральные и художественные языковые средства на примере фрагментов евангельских притч и ряда художественных произведений (В. Брюсов «Блудный сын», А Куприн «Черная молния», О’Генри “The Gift of the Magi”). К тому же, в статье четко определяются функции языковых средств сакрального и художественного типов текста. Важным в контексте статьи является вопрос интерпретации текстов, благодаря которой реципиент отделяет сакральный текст от любого другого. В статье дается описание двух этапов интерпретации сакрального текста, а также выделяются основные уровни понимания, что является принципиально важным для поставленной проблемы.

Ключевые слова:
ТЕКСТ, САКРАЛЬНЫЙ ТЕКСТ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, ПРОФАННЫЙ ТЕКСТ, ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, СЕМИОТИКА, ЗНАК, КОД, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, ПАРАМЕТРЫ, КРИТЕРИИ, ЧЕРТЫ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ПОНИМАНИЕ, ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ, САКРАЛИЗАЦИЯ, ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ, СУГГЕСТИВНОСТЬ
Description:
Article is devoted to topical issue of a research of a problem of "text" not only in linguistics, but also in semiotics. Besides, an attempt of whenever possible complete linguistic examination of conceptual level of "the sacral text", its distinctive signs and criteria is made in the article. Key questions of this research are allocation of language units of different levels, their comparison in sacral and art texts and also determination of distinctive features of "the sacral text". For allocation of main parameters of "the sacral text" in the article comparison of three text types is carried out: "sacral", "profanny" and "art". It is noted that sacral and art types of texts are opposed each other, the profanny type is intermediate between them. In this research sacral and art language means on the example of fragments of evangelical parables and a number of works of art are briefly analyzed (V. Bryusov "Prodigal son", A. Kuprin "A Black Lightning", O'Genri of "The Gift of the Magi"). Moreover, in the article functions of language means of sacral and art text types are accurately defined. In the context of the article the question of interpretation of texts thanks to which the recipient separates the sacral text from any other is important. In the article the description of two stages of interpretation of the sacral text is given and also the main levels of understanding are allocated that is essentially important for the researched problem.

Key words:
text, sacral text, art text, profanny text, language means, semiotics, sign, code, interpretation, parameters, criteria, lines, signs, functions, understanding, intertekstualnost, sacralization, desacralization, suggestivnost