ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ЗА СЧЁТ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF TECHNICAL UNIVERSITY THROUGH THE INTEGRATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Буранок Олег Михайлович, Тимощук Нина Александровна

Buranok Oleg Mikhailovich, Timoshchuk Nina Aleksandrovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Актуальность проблемы повышения эффективности образовательного процесса требует новых подходов к её решению. Важным фактором образовательного процесса является определение совокупности технологий, при реализации которых эффективно осуществляется учебная деятельность обучающихся, обеспечивая достижение поставленных целей, связанных с формированием и развитием конкурентоспособного инженера. В статье дано определение конкурентоформирующих компетенций как психологическая готовность и способность рационально перерабатывать совокупность ценностных ориентаций, позволяющих личности успешно функционировать в социуме благодаря наличию метакомпетенций рефлексирующего характера, основанных на способности человеческого мышления к критическому анализу различных видов деятельности и акцентировании внимания на креативности и инициативности индивидуума как главного ресурса инновационного развития целостной личности. Показано, что проектирование педагогической технологии формирования и развития конкурентоформирующих компетенций у обучающихся технических университетов напрямую связано с системой психолого-педагогической подготовки студентов, реализуемой в процессе их профессионального обучения, направленной на планируемый результат - конкурентоспособный инженер. Междисциплинарные связи дисциплин, обогащенных психолого-педагогическим компонентом, дают возможность интегрировать часть психолого-педагогических сведений в единую систему и соединять их с последующим усвоением дисциплины «Психология и педагогика». Представлены матрицы дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом, для всех ступеней образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Это способствует расширению и углублению познавательных умений обучающихся и делает возможным реализацию принципов преемственности и непрерывности в формировании и развитии конкурентоформирующих компетенций по указанным выше ступеням образования. Сделан вывод, что изучение дисциплин, обогащённых психолого-педагогическим компонентом, формирует и развивает у обучающихся технического университета на всех ступенях образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) определённые конкурентоформирующие компетенции, одновременно повышая уровень их психолого-педагогической подготовки.

Ключевые слова:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, КОНКУРЕНТОФОРМИРУЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Description:
The relevance of the problem of increasing the educational process efficiency requires new approaches to its solution. The important factor in the educational process is the definition of the set of technologies, the implementation of which is effectively carried out in students educational activities, ensuring the achievement of goals related to the formation and development of a competitive engineer. The definition of competitiveness forming competences is given in the article and understood as a psychological willingness and ability to process a set of value orientations rationally and it allows the individual to function successfully in society due to the presence of meta-competences. The meta-competences are based on the ability of the human mind to critical analysis of various types of activities and focus on the creativity and initiative of the individual as the main resource for innovation development of the whole person. It is shown that the design of pedagogical technology of formation and development of competitive competencies in technical universities students is directly related to the system of psychological and pedagogical training of students, implemented in the process of their professional training, aimed at the planned result - a competitive engineer. Interdisciplinary connections of the disciplines enriched with psychological and pedagogical component give the chance to integrate part of psychological and pedagogical data into uniform system and to connect them with the subsequent mastering of discipline "Psychology and pedagogics". Matrices of disciplines enriched with psychological and pedagogical component for all levels of education are presented. This contributes to the expansion and deepening of cognitive skills of students and makes it possible to implement the principles of continuity in the formation and development of competitive competencies at the above - mentioned levels of education. It is concluded that the study of disciplines enriched with psychological and pedagogical component, forms and develops certain competitive competence in Technical University students at all levels of education (bachelor, specialist, master), while increasing the level of their psychological and pedagogical training.

Key words:
EFFICIENCY OF EDUCATIONAL PROCESS, INTEGRATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES, COMPETITIVE COMPETENCES