ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА РУССКИХ И АМЕРИКАНСКИХ АКТЕРОВ ПО СКРЫТОЙ СТРАТЕГИИ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО/НЕЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ КОММУНИКАНТОВ В РЕЧЕВОМ СОБЫТИИ»

PRAGMALINGUISTIC ANALYSIS OF THE SPEECH PORTRAIT OF RUSSIAN AND AMERICAN ACTORS IN HIDDEN STRATEGY OF "EMOTIONAL / UNEMOTIONAL SPEECH BEHAVIOR OF COMMUNICANTS IN SPEECH EVENT"

Николаева Елена Сергеевна

Nikolaeva Elena Sergeevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
Актуальность данной статьи обусловлена устойчивым интересом современной лингвистики к вопросам изучения особенностей речевого поведения индивида, к возможностям и методикам диагностирования его личностных и профессиональных качеств. Статья посвящена описанию прагмалингвистического эксперимента, целью которого является выявление особенностей речевого поведения русскоговорящих и англоговорящих актеров и диагностирование их индивидуальных предпочтений при выборе речевых сигналов стратегии скрытого воздействия «эмоционального/неэмоционального речевого поведения коммуникантов в речевом событии». Исследование речевого поведения русских и американских актеров с позиций скрытой прагмалингвистики заключается в выявлении речевых сигналов скрытых грамматических значений, определяемых по специальной методике количественного анализа. В статье делается вывод, что частота актуализации маркеров эмоционального и неэмоционального речевого поведения говорящих-актеров позволяет идентифицировать их речевое поведение и диагностировать их личностные качества. Регулярное предпочтение говорящим маркеров эмоционального речевого поведения позволяет диагностировать у него наличие таких эмоциональных качеств, как повышенная возбудимость, некоторая неуравновешенность, несдержанность, нетерпеливость. Невысокий процент актуализации говорящим речевых маркеров плана эмотивного высказывания дает возможность считать его речевое поведение эмоционально-нейтральным. Результаты исследования могут быть полезны при выстраивании межкультурной коммуникации, при чтении курсов по прагмалингвистике, стилистике, грамматике, социолингвистике, психолингвистике, а также на практических занятиях по английскому и русскому языкам.

Ключевые слова:
ПРАГМАЛИНГВИСТИКА, СКРЫТАЯ ПРАГМАЛИНГВИСТИКА, РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ, РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ, ЭМОЦИИ, ЭМОТИВНОСТЬ, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, АКТЕР
Description:
The urgency of the stated in the article is determined by the steady interest of modern linguistics to the study of the peculiarities of speech behavior of the individual, to the possibilities and methods of diagnosing his personal and professional qualities. The article is devoted to the description of the pragmalinguistic experiment, the purpose of which is to identify the features of speech behavior of Russian-speaking and English-speaking actors and diagnosing their individual preferences in choosing speech signals of the hidden «emotional/unemotional speech behavior of communicants in the speech event». The study of Russian and American actors’ speech behavior from the standpoint of hidden pragmalinguistics is to identify speech signals of hidden grammatical meanings, determined by a special method of quantitative analysis. It is concluded in the article that the frequency of actualization of emotional and non-emotional speech behavior markers of actors allows to identify their speech behavior and diagnose their personal qualities. Regular preference of emotional speech behavior markers allows to diagnose such emotional qualities as increased excitability, some unbalance, intemperance, impatience. The low percentage of speaker's actualization of speech markers of the emotive utterance plan makes it possible to consider his speech behavior emotionally neutral. The research results can be applied in building intercultural communication, in reading courses on pragmalinguistics, stylistics, grammar, sociolinguistics, psycholinguistics, as well as in various comparative courses of English and Russian languages.

Key words:
PRAGMALINGUISTICS, HIDDEN PRAGMALINGUISTICS, SPEECH BEHAVIOUR, PERSONAL QUALITIES, SPEECH PORTRAIT, EMOTIONS, EMOTIVITY, ACTOR