ПРАГМАТИКА МЕТАФОРЫ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

PRAGMATICS OF METAPHOR IN PUBLICISTIC TEXT

Норлусенян Вячеслав Суренович, Варданян Марианна Володяевна

Norlusenyan Viacheslav Surenovich, Vardanyan Marianna Volodyaevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
В статье рассматривается экспрессивный потенциал метафоры в публицистических текстах. Сущность данного тропа заключается в сопоставлении двух понятий, иногда далеко отстоящих друг от друга по семантике, за счёт чего формируется новый, свежий образ, привлекающий внимание читателя. Различные виды метафоры, регулярно функционирующие в публицистическом тексте, создают особый тип образности, базирующийся на авторском отражении характера действительности. Оценочный характер метафоры позволяет автору публицистического текста более точно и ёмко передать отношение к описываемой ситуации. Метафора выполняет и суггестивную функцию, поскольку способна оказывать воздействие и передавать самые разные оттенки оценок. В публицистических текстах метафоры характеризуются новизной, в их создании чётко прослеживается авторское начало. Особенностью современного публицистического дискурса является формирование метафорических цепочек, что требует от адресата определённых фоновых знаний в процессе когнитивного восприятия заложенной в тексте информации. Проведённый анализ показал, что в пределах контекста или текста метафоры не только являются средством актуализации семантики отдельных лексем, но и формируют ткань повествования публицистического текста в целом, во многом отражая языковой вкус эпохи.

Ключевые слова:
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ, ТРОП, ТЕКСТ, ПЕРЕНОС, ПРАГМАТИКА, СТРУКТУРА, ОБРАЗНОСТЬ, КОНТАМИНАЦИЯ, ИМПЛИЦИТНОСТЬ, СЕМАНТИКА, КОНТЕКСТ, ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА, МЕТАФОРА, ВОЗДЕЙСТВИЕ, СФЕРА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ДИСКУРС, АКТУАЛИЗАЦИЯ, ПАРАДИГМА
Description:
The article discusses the expressive potential of metaphor in journalistic texts. The essence of this trope consists in comparing two concepts, sometimes far apart in semantics, due to which a new, fresh image is formed that attracts the attention of the reader. Different types of metaphor, regularly functioning in a journalistic text, create a special type of imagery based on the author's reflection of the nature of reality. The evaluation character of the metaphor allows the author of the journalistic text to convey the attitude to the situation described more accurately. Metaphors also performs a suggestive function, because it is able to influence and transmit a variety of shades of evaluation. In the journalistic texts, metaphors are characterized by novelty, in their creation the author's principle is clearly traced. The peculiarity of modern publicistic discourse is the formation of metaphorical chains, which requires the recipient of certain background knowledge in the process of cognitive perception of the information inherent in the text. The analysis showed that, within the context or text, metaphors are not only a means of actualizing the semantics of individual lexemes, but also form the fabric of the narrative of a journalistic text as a whole, largely reflecting the linguistic taste of the era.

Key words:
EXPRESSIVENESS, TROPE, TEXT, TRANSFER, PRAGMATICS, STRUCTURE, FIGURATIVENESS, CONTAMINATION, IMPLICITNESS, SEMANTICS, CONTEXT, LANGUAGE SPECIFICITY, METAPHOR, IMPACT, SPHERE OF FUNCTIONING, DISCOURSE, ACTUALIZATION, PARADIGM