ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОСОДИКО-ИНТОНАЦИОННЫХ ОШИБОК ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

PREVENTION OF PROSODIC-INTONATIONAL READING ERRORS IN CHILDREN WITH DYSARTHRIC DISORDERS

Щербак Светлана Геннадьевна

Shcherbak Svetlana Gennadevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
В статье представлены результаты изучения просодических средств у детей младшего школьного возраста с дизартрическими расстройствами, которые используются в устной речи и в чтении. Коррекционная помощь детям с дизартрическими расстройствами оказывается в дошкольном возрасте. Она направлена на коррекцию в основном произносительной стороны речи и при необходимости - лексико-грамматической стороны речи. Как показывает анализ специальной литературы, у детей данной группы не всегда происходит полная коррекция дефекта. Нарушения произносительной стороны речи проявляются в более сложных видах речевой деятельности: в устной монологической и письменной речи. Определена необходимость разработки содержания логопедической работы по коррекции просодических средств в дошкольном возрасте у детей с дизартрическими расстройствами с целью предупреждения нарушений чтения. В экспериментальном исследовании были выявлены нарушения просодической стороны устной речи и применение просодико-интонационных средств в чтении у младших школьников дизартрическими расстройствами. На основании анализа полученных результатов и изучения научно-методической литературы было разработано содержание коррекционной работы в дошкольном возрасте на основе принципиальных подходов к формированию коммуникативной направленности речевой деятельности. .Цель коррекционной работы - предупреждение нарушений чтения у детей с дизартрическими растройствами посредством формирования у них навыков использования просодико-интонационных средств для оформления устного выказывания и при освоении элементов чтения. Рассмотрены основные направления коррекционной работы их поэтапная реализация, краткая характеристика каждого направления и используемые методы и приемы. Представленное содержание может быть использовано в коррекционно-образовательной работе с детьми с другими формами речевых расстройств в образовательных учреждениях.

Ключевые слова:
ДЕТИ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ, ПРОСОДИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА, ОСОЗНАННОСТЬ ЧТЕНИЯ, ИНТОНАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ, КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД
Description:
The article presents the results of the study of prosodic drugs in children of primary school age with dysarthric disorders, which are used in oral speech and reading. Correctional care for children with dysarthric disorders is provided in preschool age. It is aimed at correcting mainly the pronunciation side of speech and, if necessary, the lexical and grammatical side of speech. As the analysis of special literature shows, children of this group do not always have a complete correction of the defect. Violations of the pronunciation side of speech are manifested in more complex types of speech activity: in oral monological and written speech. The necessity of developing the content of speech therapy work on the correction of prosodic means in preschool age in children with dysarthric disorders in order to prevent reading disorders is determined. The experimental study revealed violations of the prosodic side of oral speech and the use of prosodic-intonation means in reading in younger students with dysarthric disorders. On the basis of the analysis of the obtained results and the study of scientific and methodological literature, the content of correctional work in preschool age was developed on the basis of fundamental approaches to the formation of communicative orientation of speech activity. .The purpose of correctional work-the prevention of reading disorders in children with dysarthric disorders through the formation of their skills to use prosodic-intonation means for the design of oral expression and the development of reading elements. The main directions of correctional work, their phased implementation, a brief description of each direction and the methods and techniques used are considered. The presented content can be used in correctional and educational work with children with other forms of speech disorders in educational institutions.

Key words:
CHILDREN WITH DYSARTHRIC DISORDERS, PROSODIC-INTONATION MEANS, MINDFULNESS OF READING, INTONATION DESIGN STATEMENTS, SPEECH COMMUNICATION, READING, COMMUNICATIVE AND COGNITIVE APPROACH