ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН: ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ, ЕГО РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ДИСКУРСЕ АМЕРИКАНО-БРИТАНСКИХ СМИ

A PRECEDENT PHENOMENON: ITS ETIMOLOGY, DEVELOPMENT AND PERFORMANCE IN AMERICAN-BRITISH MASS MEDIA DISCOURSE

Аникина Элина Михайловна

ANIKINA ELINA MIKHAYLOVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Статья посвящена разбору понятия прецедентных феноменов и выполнена на материале ряда американо-британских изданий. Интертекстуальность в дискурсе средств массовой информации может быть проанализирована через прецедентность, поскольку интертекстуальность представляет собой сеть возможных ассоциаций, возникающих в сознании языковой личности при прочтении того или иного текста. Эти ассоциации порождаются прецедентными феноменами. В результате анализа американо-британских периодических изданий было установлено, что в газетном дискурсе интертекстуальной доминантой являются прецедентные имена современности, имена личностей прошлых лет; прецедентные тексты наших дней занимают третье место по частотности употребления. В британских изданиях с большим отрывом лидирует использование прецедентных имен современности (70%), затем следуют современные прецедентные тексты (14%) и исторически отдаленные имена (5%); в американских газетах лидируют также прецедентные имена современности (53%), на втором месте стоят прецедентные имена прошлого (18%), а за ними следуют высказывания различных личностей или цитаты из произведений прошлых лет (8%) и современные прецедентные тексты (8%). Приняв за 100% общее количество прецедентных феноменов, использованных в анализируемых газетах, были определены три газеты, наиболее насыщенные рассматриваемыми явлениями. Ими оказались газеты New York Times (24%), Times (21%) и Los Angeles Times (19%). Прецедентные феномены - это, прежде всего, средства когнитивно-эмотивной и аксиологической фокусировки смысловой массы текста. Эти феномены являются также и свидетельством приятия или неприятия психологических или социально-психологических установок, существующих в социуме (в лингвокультурной общности). Они имеют немаловажное значение в структуре публицистического текста.

Ключевые слова:
ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ, ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСЬ, КУЛЬТУРНЫЕ КОННОТАЦИИ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ГАЗЕТНЫЙ ДИСКУРС, МЕДИАТЕКСТ, ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Description:
The article is devoted to the analysis of the concept of precedent phenomena and is based on the material of a number of American-British publications. Intertextuality in the discourse of mass media can be analyzed through precedent phenomena, since intertextuality is a network of possible associations that arise in the consciousness of a language personality when reading a text. These associations are generated by precedent phenomena. As a result of the analysis of American-British periodicals, it was found that in the newspaper discourse, the intertextual dominant is the precedent names of modern times, the names of personalities of past years; the precedent texts of our days occupy the third place in frequency of use. In British publications, the use of modern case names leads by a large margin (70%), followed by modern case texts (14%) and historically distant names (5%); in American newspapers, contemporary case names are also in the lead (53%), while past case names are in second place (18%), followed by statements from various personalities or quotes from past works (8%) and contemporary case texts (8%). Taking as 100% the total number of precedent phenomena used in the analyzed newspapers, three newspapers were identified as the most saturated with the considered phenomena. They were the new York Times (24%), the Times (21%) and the Los Angeles Times (19%). Precedent phenomena are, first of all, means of cognitively emotive and axiological focusing of the semantic mass of the text. These phenomena are also evidence of acceptance or rejection of psychological or socio-psychological attitudes that exist in society (in a linguistic and cultural community). They are of no small importance in the structure of a journalistic text.

Key words:
PRECEDENT PHENOMENA, INTERTEXTUALITY, CULTURAL CONNOTATIONS, MASS MEDIA, NEWSPAPER DISCOURSE, MEDIATEXT, PRECEDENT SAYING