ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СНИЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ И ДЕВАЛЬВАЦИЮ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

REASONS AND FACTORS THAT DETERMINE THE DECLINE IN THE NEED FOR RESEARCH AND TEACHING STAFF AND THE DEVALUATION OF THE PRESTIGE OF THE HIGHER SCHOOL TEACHING PROFESSION

ВЛАСОВА Ольга Владимировна

VLASOVA Olga Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Проблема преобразования системы высшего образования в Российской Федерации в части развития научно-педагогического потенциала носит довольно острый характер. Копирование Болонской системы без адаптации к российской действительности привело к формированию разрушительных для системы воспроизводства научно-педагогических кадров страны последствиям. Негативные тенденции в изменении количества высших учебных заведений, демографические волны, сопровождающиеся снижением численности студентов, изменение требований рынка к ценности высшего образования и его формализация привели к сокращению потребности в научно-педагогических работниках. Помимо всего прочего, в обществе заметно снизился престиж профессии преподавателя высшей школы, что стало дополнительным фактором для сокращения интереса талантливой молодежи к профессии преподавателя, а без притока талантливых творческих кадров в научно-исследовательскую среду падает и кадровый потенциал страны в общем, также падает и ее инновационный потенциал. Многие ученые негативно оценивают реформации в системе высшего образования Российской Федерации, делая упор на критику изменений, заставивших преподавателей высшей школы заниматься работой по достижению рейтинговых показателей, а не развитием собственного интеллектуального потенциала и педагогической работой. Они негативно оценивают западный опыт по внедрению обобщенных стандартов образования, которые, во-первых, в России так и не были приспособлены с учетом самобытной культуры страны, а во-вторых, привели не к решению проблем в системе высшего образования, а к их усугублению.

Ключевые слова:
высшее образование,научные работники,педагогические работники,аспирантура,дистанционное обучение,социальный статус,Болонская система
Description:
The problem of transformation of the higher education system in the Russian Federation in terms of developing scientific and pedagogical potential is quite acute. Copying the Bologna system without adapting to the Russian reality led to the formation of destructive consequences for the system of reproduction of scientific and pedagogical personnel of the country. Negative trends in the number of higher education institutions, demographic waves accompanied by a decrease in the number of students, changing market requirements for the value of higher education and its formalization have led to a reduction in the need for research and teaching staff. Among other things, the prestige of the higher school teaching profession has significantly decreased in society, which has become an additional factor for reducing the interest of talented young people in the teaching profession, and without the influx of talented creative personnel into the research environment, the country's human resources potential in general also falls, as well as its innovative potential. Many scientists negatively assess the reformation in the higher education system of the Russian Federation, focusing on criticism of changes that forced higher school teachers to work to achieve rating indicators, rather than developing their own intellectual potential and teaching. They negatively assess the Western experience in implementing generalized education standards, which, first, in Russia were not adapted to the country's original culture, and secondly, led not to solving problems in the higher education system, but to their aggravation.

Key words:
higher education,researchers,teachers,postgraduate studies,distance learning,social status,the Bologna system